Закон і Бізнес


Лизинг подрезал крылья

Непрозрачные заказы разрушают отечественное авиастроение


Банки и клиенты, №43 (978) 23.10—29.10.2010
2620

Авиационная отрасль находится в плачевном состоянии: парк воздушных судов стареет, они почти исчерпали свой ресурс. В Украине всего 6% пассажирских самолетов эксплуатируются менее 5 лет. Однако ни одно из авиапредприя¬тий из-за нехватки средств не может покупать новые суда. В то же время в мире большинство авиакомпаний формируют воздушный парк с помощью лизинговых схем.


В 2007 году за решение этой проблемы взялось Министерство транспорта и связи. Было создано государственное предприятие «Лизинг¬техтранс», через которое должны были закупаться самолеты нового поколения Ан-148, разработанные ГП «АНТК им. О.К.Антонова», и на конкурсной основе передаваться в лизинг авиаперевозчикам.
Проведенный Счетной палатой аудит показал, что при решении этого вопроса Мин¬трансвязи в 2007—2009 и І полугодии 2010 года действовало неэффективно, а также нарушало требования действу¬ющего законодательства. Цель бюджетной программы «Приобретение самолетов Ан-148 через государственное лизинговое предприятие» не достигнута, а расходы госбюджета — 486,1 млн грн. — не соответствуют полученному результату. За это время вместо 6 самолетов Ан-148 построены и переданы заказчику лишь 2.
Аудиторы установили, что утвержденные Правительством еще в 2001-м Государственная комплексная программа развития авиационного транспорта на период до 2010 года и Программа финансового оздо¬ровления предприятий авиационного транспорта являются несовершенными, в них не определены механизмы внедрения лизинговых схем обновления парка воздушных судов. Кроме того, в них даже не упоминается о самолетах Ан-148. В то же время Кабмин до сих пор не разработал и не утвердил государственную программу обновления парка отечественных авиакомпаний самолетами типа Ан-140 и Ан-148 на период до 2015 года, что было предусмотрено решением Совета национальной безопасности и обороны, принятым еще в 2008 году.
Таким образом, Минтран¬связи и Минфин безосновательно и с нарушением требований законодательства, в частности Бюджетного кодекса, предусмотрели в госбюджете выполнение программы «Приобретение самолетов Ан-148 через государственное лизинговое предприятие». В целом же планирование и финансирование данными ведомствами расходов госбюджета на эти потребности аудиторы оценили как неудовлетворительные.
Минтрансвязи и Минфин не учли реальной возможности серийного производства самолета Ан-148, к чему, как выяснилось, предприятие-производитель ГП КиАЗ «Авиант» вообще не было готово.
Аудиторы отмечают, что деятельность ГП «Лизингтех¬транс» является непрозрачной, она не нацелена на конечный результат и осуществлялась с финансовыми злоупотреблениями. Конкурсы по определению лизингополучателей Ан-148 проводились без объективной и критической оценки участников, с нарушением установленных квалификационных требований.
Определенные ГП «Лизинг¬техтранс» условия лизинга Ан-148 для отечественных авиаперевозчиков являются непривлекательными и экономически невыгодными. Как следствие, сегодня единственный лизингополучатель двух самолетов Ан-148, построенных на бюджетные средства, — ГП «АНТК им. О.К.Антонова», которое, как разработчик этого воздушного судна, заинтересовано в его продвижении на рынок. Остальные самолеты строятся без определенных лизингополучателей.
ГП «Лизингтехтранс», вопреки требованиям порядка использования государственных средств, для закупки воздушных судов средства из внебюджетных источников не привлекало. Более того, чтобы обойти установленные требования, была разработана фиктивная схема. За счет средств, полученных от ГП «АНТК им. О.К.Антонова», предприятие финансировало свои обязательства по строительству самолетов. Следовательно, бюджетные средства были использованы с нарушением требований законодательства.
«Вместо того чтобы непо¬средственно поддержать авиастроение, руководствуясь лозунгом рыночной экономики, выдумали эту схему лизинга. На бюджетные средства по¬строили 2 самолета вместо 6 и сами у себя взяли в лизинг. Мы такими схемами не поддерживаем авиастроение, а грабим», — отметил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.