Закон і Бізнес


Секретарь пленума ВАС М.Смокович

«Пленум опаздывает с помощью»


№11 (1050) 07.03—16.03.2012
МАРИНА ЗАКАБЛУК
3963

Накануне заседания пленума ВАС, запланированного на 16 марта, его секретарь Михаил СМОКОВИЧ в интервью «ЗиБ» рассказал, почему положения постановления о беженцах, в которое последний раз изменения вносились в июне 2011 года, опять будут корректировать. Также Михаил Иванович сообщил, по каким причинам суды не могут своевременно использовать разъяснения пленума.


«Дела, связанные с задержанием иностранца, рассматриваются судом безотлагательно»

— Михаил Иванович, в связи с чем возникла необходимость внести изменения в постановление пленума ВАС «О судебной практике рассмотрения споров относительно статуса беженца, выдворения иностранца или лица без гражданства из Украины и споров, связанных с пребыванием иностранца и лица без гражданства в Украине»?

— Такая необходимость возникла в связи с принятием в 2011 году ряда законов, регулирующих пребывание иностранцев и лиц без гражданства на территории нашего государства или тех, кто прибыл в Украину: «О противодействии торговле людьми», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите», «О ратификации Конвенции Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми». Также Кодекс административного судопроизводства дополнен ст.1835, регламентирующей порядок рассмотрения споров, связанных с выдворением иностранцев и лиц без гражданства. В частности, это исковые заявления органов внутренних дел, охраны государственной границы, Службы безопасности о принудительном выдворении указанных лиц и их задержании.

— Что нового принесли судам упо­мя­нутые вами законы?

— Новелл много, и они существенны. В связи с законодательными изменениями рабочая группа, которая готовит проект постановления, будет предлагать пленуму изменить название документа на «О судебной практике рассмотрения споров относительно статуса беженца и лица, нуждающегося в дополнительной или временной защите, принудительном воз­вращении и принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины, и споров, связанных с пребыванием иностранца и лица без гражданства в Украине». То есть уже по измененному названию можно понять, что нашими новеллами, в частности законом «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите», введены новые виды защиты беженцев — дополнительная и временная.

Законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» внесены новеллы, касающиеся задержания указанных лиц, которые находятся на территории страны, их возвращения, принудительного возвращения, принудительного выдворения, помещения в пункты временного содержания.

— А какие изменения предусматривает закон «О противодействии торговле людьми»?

— Что касается этого правового акта (напомню: в 2010 году был принят закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о мерах по противодействию торговле людьми»), то им определен новый статус иностранцев и лиц без гражданства, которые имеют особые права, — это те, кто пострадал от торговли людьми. Таким образом, если согласно данному закону лицо подлежит защите, то суд не может выдворить его за пределы Украины в течение определенного периода. Дела, связанные с задержанием иностранца или лица без гражданства, рассматриваются судом безотлагательно.

Кроме того, Верховная Рада внесла дополнения в КАС. В частности, ст.1835 предусмотрено обязательное присутствие истца и ответчика во время рассмотрения указанных категорий дел. В этой же статье говорится, что лицам, участвовавшим в деле, копия судебного решения выдается безотлагательно. Таким образом, удовлетворены требования международных организаций, иностранцев и лиц без гражданства, которые раньше жаловались, что их не вызывали в судебное заседание и не предоставляли им соответствующих судебных решений относительно выдворения из страны или задержания.

С помощью таких нововведений за­конодатель обеспечил надлежащую судебную защиту в этой категории дел — соблюден принцип доступности. Следовательно, иностранец или лицо без гражданства знает о решении суда и может обжаловать его в апелляционном порядке. Поскольку судебное решение в первой инстанции предоставляется сразу, то ограничены сроки его обжалования в апелляционный суд и время для апелляционного рассмотрения таких дел.

По моему мнению, это прогрессивные нововведения, и международные организации, в частности Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, претензий к судопроизводству не имеют.

— Какие вопросы вызвали дискуссии среди членов рабочей группы? Удалось ли достигнуть консенсуса по поводу того или иного вопроса?

— Дискуссий по поводу правовых позиций среди судей — членов рабочей группы не возникало. В обсуждении приняли участие и представители Государственной пограничной службы, Генеральной прокуратуры, УВКБ ООН, Международной организации по миграции, Государственной миграционной службы и Службы безопасности.

Споры возникли по поводу задержания иностранцев — на какой стадии суд должен вынести решение по иску соответствующего субъекта властных полномочий о задержании иностранца или лица без гражданства. Руководствуясь законом «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», мы сделали вывод, что суд может удовлетворить иск о задержании лица во время решения вопроса о его принудительном выдворении с территории Украины. Если уже есть решение о выдворении, суд может решить вопрос о задержании данного лица.

Субъекты властных полномочий склоняются к тому, что суды должны давать разрешение на задержание иностранца или лица без гражданства до решения вопроса о выдворении. Но мы настаиваем на своей позиции. Тем более что поместить людей в пункты временного пребывания соответствующие органы могут и без разрешения суда, руководствуясь постановлением КМ от 8.02.2012 №70. Ведь это не является задержанием в понимании Уголовно-процессуального кодекса.

— Обычно во время рассмотрения проектов постановлений, изменений в них некоторые вопросы вызывают бурные дискуссии среди судей ВАС. Законники вносят свои замечания, возражают против необходимости внесения в постановление того или иного пункта. Как вы думаете, какие положения постановления вызовут дискуссию во время пленума, который состоится 16 марта? Удастся ли прийти к согласию?

— Считаю, что пленум примет предложенный проект постановления. Нормы закона, которые мы будем разъяснять судам, достаточно четкие.

Замечания и оговорки касаются не правовых позиций, а изложения содержания. То есть это будут редакционные изменения.

 «Отныне суд должен установить, не будет ли человек подвергаться пыткам на своей родине»

 — Вернемся к истории принятия постановления о беженцах. Почему оно было принято лишь в 2009 году? Неужели до этого у административных судов не возникало проблем с применением законодательства и практика рассмот­рения споров относительно беженцев была одинаковой?

— Законодатель позволил пленуму давать рекомендательные разъяснения пос­ле обобщения соответствующей судебной практики относительно применения норм материального и процессуального права, то есть после того, как дела будут рассмотрены первой и апелляционной инстанциями и дойдут до ВАС. Поэтому мы опаздываем с помощью.

После принятия постановления пленума в 2009 году международные организации, занимающиеся защитой иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, удовлетворены практикой наших судов, рассматрива­ющих эти споры. Обращаю ваше внимание, что положительную роль сыграло создание в каждом регионе 27 окружных админист­ративных судов, которым подсудны такие дела. Раньше, когда эти дела слушали примерно 600 местных общих судов как административные, соблюдать единую практику было сложно. Теперь это сделать легче, что подтверждают положительные отзывы представителей УВКБ ООН.

Что же касается проблем, связанных с рассмотрением указанных дел, то в основном они касались оценки доказательств и источников их происхождения. Иностранцы или лица без гражданства фактически лишены возможности собирать доказательства и предоставлять их суду. Судьям также непросто это делать, нужно обращаться в международные организации, МИД, чтобы выяснить данные о стране происхождения гражданина. Это занимает много времени.

Проблемы возникают и с соблюдением ст.3 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, согласно которой ни один человек не может подвергаться пыткам или бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению. Отныне при решении дел о выдворении иностранцев и лиц без гражданства суд должен выяснить страну происхождения и установить, не будет ли этот человек на своей родине подвергаться пыткам или негуманному обращению. Конвенцией и законом «О правовом статусе иностранцев» определены случаи, когда лицо не может быть выдворено за пределы Украины.

— Часто ли суды пренебрегают данными пленумом ВАС разъяснениями? Если такие случаи имеют место, то как бороться с «непослушными» судами? Какие меры принимает ВАС?

— В целом постановления пленума соблюдают. Но они имеют рекомендательный характер, то есть не являются обязательными. Если судья обосновывает решение, толкует по-своему соответствующие положения законодательства, то это не запрещается.

В моей практике были случаи, когда решение суда шло вразрез с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда, но такое решение последний оставлял без изменений. Потому что одно дело — давать разъяснения, другое — решать конкретный спор, где могут возникнуть непредвиденные обстоятельства.

— Может стоит в окружных судах ввести отдельную специализацию — дела в отношении иностранцев и лиц без гражданства?

— По моему мнению, учитывая особенности этих дел — стоит. Судьи, которые будут специализироваться на их рассмотрении, должны проходить обучение, которое проводят как международные организации, так и соответствующие государственные органы. Всех судей научить невозможно. Любая специализация приводит к более качественному и оперативному рассмотрению определенной категории дел. Поскольку споры относительно беженцев, иностранцев и лиц без гражданства характеризуют наше государство на международном уровне, думаю, специализация даже является необходимостью.

Обращаю ваше внимание, что в административных судах Германии, Польши существует такого рода специализация — дела в отношении беженцев, иностранцев и лиц без гражданства.

— ВАС письмом №2197/11/13-11 от 24.11.2011 напомнил судьям местных и апелляционных админсудов об особенностях рассмотрения дел в отношении беженцев и лиц, которые нуждаются в дополнительной или временной защите. Это была одна из мер, направленных на соблюдение разъяснений, изложенных в постановлении пленума ВАС?

— В этом письме внимание акцентировалось на сохранении единства семей беженцев и лиц, которые нуждаются в дополнительной защите или которым предоставлена временная защита. ВАС даны разъяснения, что в соответствии с ст.116 КАС по такой категории дел суды имеют право объединять их в одно производство.

Кроме того, в этом письме дано дополнительное разъяснение относительно применения ч.2 ст.71 КАС — все бремя доказывания в таких делах ложится на субъекта властных полномочий.

— В январе этого года региональный представитель верховного комиссара ООН по делам беженцев Олдрих Андрисек обсудил с председателем ВАС Игорем Темкижевим ряд актуальных проблем в сфере судебной защиты беженцев и лиц без гражданства. Почему, по его мнению, в Украине сложилась сложная ситуация с рассмотрением заявлений о предоставлении статуса беженца и обжалованием решений государственных органов об отказе в этом?

— Проблема возникла в связи с реорганизацией государственных органов — функции предоставления статуса беженца были переданы от одного субъекта властных полномочий другому. На этом этапе у суда возникали вопросы, кто должен быть ответчиком, поскольку один субъект — уже на стадии ликвидации, а другой — еще не действовал. Поэтому было рекомендовано привлекать в роли ответчиков как один, так и другой субъект властных полномочий. В зависимости от того, какому органу принадлежали эти полномочия, тот и отвечал. Это решал суд. В настоящее время все четко определено, отказов в предоставлении статуса нет.

— Приближает ли соблюдение постановления судебную практику Украины к международным стандартам?

— Бесспорно. В постановлении содержатся даже разъяснения относительно применения судами международных соглашений (поскольку в них есть определенные разногласия): Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и Конвенции о статусе беженца. В ст.3 первой из них преду­смотрено, что мы должны проверить, нет ли в стране происхождения угроз для человека, которые препятствуют выдворению иностранца. В Конвенции о статусе беженца положением ч.2 ст.33 предусмотрено, что в отдельных случаях, независимо от состояния дел в стране происхождения, беженца можно выдворить.

В постановлении пленума ВАС разъясняется, что в таком случае применяется положение ст.3 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.

По моему мнению, в отличие от других государств, из Украины иностранцы и лица без гражданства могут быть выд­ворены только по решению суда, то есть обеспечивается 100%-я судебная защита.