Закон і Бізнес


Кто торопится, тот точно опоздал

Скользкий путь продления сроков полномочий не позволит нардепам обойти правовые ловушки


Государство и общество, №42 (977) 16.10—22.10.2010
3491

Своевременно признанная ошибка считается досадным недоразумением. После того как в предыдущем номере нашего еженедельника было сказано о неотвратимости очередных парламентских выборов в марте следующего года, нардепы решили собственноручно исправить последствия возвращения к старой Конституции, установив для всех представительных органов единый срок полномочий — 5 лет. Но и здесь попали в правовую ловушку.


Токмо народного волеизъявления ради

О намерении отложить поход к избирателям на 2012 год первым, как и положено, заявил спикер Владимир Литвин во время встречи с маршалком Сената Республики Польша Богданом Борусевичем. В тот же день в парламенте начали собирать необходимые 150 подписей под соответствующим проектом изменений в Конституцию. Желающих не пришлось долго искать.
Вечером коммунист Адам Мартынюк, «регионал» Александр Ефремов и литвиновец Игорь Шаров зарегистрировали соответствующий проект постановления, разработанный специально созданной комиссией.
Свою инициативу нардепы объяснили необходимостью обеспечить собственные права и право Президента на 5-летний срок полномочий, на которые их избирали в 2007 и 2010 годах соответственно. Чтобы согласовать действующую Конституцию с последним народным волеизъявлением, предлагается указать, что Верховная Рада, и местные советы и председатели избираются на 5 лет. Для этого очередные выборы в ВР переносятся на последнее воскресенье октября, а переизбрание главы государства — на последнее воскресенье марта пятого года полномочий. В октябре каждые 5 лет будут проходить и местные выборы.
Комментируя эту инициативу, представитель Президента в ВР Юрий Мирошниченко согласился, что, «исходя из текста Конституции, Верховная Рада имеет полномочия на 4 года». Следовательно, на Банковой придерживаются той точки зрения, что «спасение утопающих» — их личное дело. «Если до того момента, как подойдет 2011 год, не будут внесены соответствующие изменения в Конституцию, то парламент должен будет идти на выборы в 2011 году» — таковы, по мнению нардепа, нерадужные перспективы для многих его коллег.
Возможно, для партнеров по коалиции да и отдельных «регионалов» подобный «шаг назад» стал неожиданным и даже, можно сказать, коварным. Ведь до сих пор представители большинства без¬апелляционно утверждали, что оснований для мартовских выборов нет, рассчитывая оставаться под защитой мандата почти до конца 2012 го¬да. Теперь их подталкивают к бездне, причем — их же руками, в виде попытки продлить себе срок полномочий. Однако…

«Тупики» текущей каденции

Двигаясь в направлении очередных изменений в Основной Закон, нардепы попадают в старую правовую ловушку. Прежде чем голосовать за проект, нужно получить за¬ключение Конституционного Суда. Спикер В.Литвин, например, настроен оптимистично и верит в возможность еще на текущей сессии проголосовать за предлагаемые коррективы, а в феврале следующего года — собрать
300 нежелающих идти к народу. Но, уже делая первый шаг, нардепы могут поскользнуться.
Как известно, по общим правилам, касающимся сроков действия представительского мандата, новые — сокращенные или продленные — сроки каденции возможны лишь для выборных органов следующего созыва. КС уже дважды акцентировал на этом внимание законодателя, в частности в решении от 10.06.2009 №14-рп/2009 и заключении от 17.06.2010 №2-в/2010. Судьи отмечали, что «сроки проведения выборов являются важным институтом гарантии реализации избирательных прав граждан, а отмена выборов… или перенесение сроков их проведения на основаниях, не предусмотренных законом, — нарушением этих прав граждан».
Такой вывод основывался на ч.1 ст.38 Конституции, которая не претерпела изменений в 2004 году. Следовательно, не изменится и позиция КС относительно возможности продления сроков полномочий ВР VI созыва и действующего Президента.
Кроме того, не повлияют изменения (даже если будут проголосованы) и на сроки избрания депутатов местных советов и председателей. Ведь очередные выборы в любом случае состоятся до дня окончательного принятия такого закона, то есть не раньше 1 февраля 2011 го¬да.

Никто не хотел избираться…

Этот состав парламента может успеть продлить каденцию своим преемникам, а быть может и себе. Конечно — если посчастливится попасть в «проходные» части будущих партийных списков. Да и нельзя исключать возвращения к смешанной избирательной системе. Ведь целесообразность формирования парламента следующего созыва именно по такой системе уже отметил Виктор Янукович, находясь в Париже.
И здесь главное — не перехитрить самих себя. В ожидании заключения Суда — негативного (вероятность этого 99%) — будет упущено драгоценное время этой сессии. А для повторного направления в КС откорректированного «Переходными положениями» проекта №7226 (в части применения новых сроков лишь к новоизбранным органам) и получения зеленого света времени может просто не хватить.
Тем более что для окончательного принятия изменений в Конституцию, как извест¬но, нужно 300 голосов, а в наличии, если брать результаты голосования относительно направления в КС предложенных изменений, только 265. Правда, идти на выборы в марте 2011 года, как высказался перед голосованием за соответствующий проект Арсения Яценюка первый вице-спикер А.Мартынюк, собираются только 53 нардепа. Остальные, наверное, еще в раздумьях.

Противоположности притягиваются желаниями

Собственно, особого пространства для размышлений и предположений нет. С фракцией БЮТ, которая потеряла «блокирующий пакет» и имеет сейчас лишь 124 мандата, все понятно: там сделают все возможное, чтобы приблизить возвращение своего лидера в сессионный зал.
Вопрос теперь — в количестве представителей фракции блока «НУНС», которые остались верны «оранжевой» идее и бывшему Президенту. Эксперты допускают, что «скелет» этого объединения составляют от 27 до 30 нардепов (при том, что номинально «нунсовцы» представлены в ВР 71 человеком. Но и этого достаточно, чтобы сделать невозможными любые изменения в Конституцию, не устра¬ивающие оппозицию. Есть еще и те, кто остается «нунсовцем», однако фактически переметнулся на сторону БЮТ. То есть, резерва для обретения большинством статуса конституциедателя не существует.
Как ни странно, интересы оппозиции в этом вопросе совпадают с расчетами Банковой. В Париже В.Янукович заявил французским студентам, что хочет «упорядочить эти выборы, чтобы выборы в парламент и выборы главы государства обязательно проходили в один год, только были разведены во времени на полгода — сначала выборы Президента, потом — Верховной Рады».
Очевидно, глава государства не стремится реализовать такое желание себе во вред. То есть на второй срок он собирается избираться в марте 2015 года (хотя действующая Конституция определяет для президентской гонки осень 2014-го). Чтобы через полгода мы могли переизбрать ВР, ближайшие парламентские выборы должны состояться в марте 2011-го. Тогда в октябре 2015 года, как предусмотрено проектом №7226, наступит время опять звать народ к урнам. Если же этот состав ВР окажется не способным изменить Конституцию, желания В.Януковича также материализуются, но на полгода раньше: сначала в октябре 2014-го будем избирать Президента, а в марте 2015-го — Верховную Раду, у которой останется 4-летний «срок годности».
Следовательно, константой во всех расчетах, как президентских, так и конституционных, остается март следу¬ющего года. Как бы ни пытались нардепы отсрочить необходимость народного волеизъявления, какие бы обходные пути ни искали и какими бы благими намерениями их ни устилали — нормы Основного Закона ведут их лишь в одном направлении.

Роман ЧИМНЫЙ

Опрос «З&Б»

Когда вы собираетесь на выборы?

Сначала изменили, а потом риски оценили. После возврата к старому-новому Основному Закону представители властного олимпа не прекращают полемику о том, когда же заканчиваются сроки полномочий Президента и парламента. Корреспондент «ЗиБ» решила поинтересоваться у народных избранников, когда они собираются на выборы.

Александр ГОЛУБ, фракция КПУ:
— Очередные парламентские выборы долж¬ны состояться в 2012 году. Другое дело, что, возможно, новый состав ВР должен быть избран на 3 года. В частности, если идти навстречу главе государства и представителям его политической силы, которые хотят, чтобы президентские и парламентские выборы проводились одновременно, то это может быть и 2015 год.

Дмитрий ШПЕНОВ, фракция ПР:
— Очередные выборы должны состояться в октябре 2012 года. Однако если Конституционный Суд скажет по-другому, то мы, как законопослушные граждане, выполним это решение. Я лично готов ходить на выборы хоть каждый день.

Валерий БАРАНОВ, фракция БЛ:
— Тогда, когда они в соответствии с законом будут назначены. Вообще было бы очень хорошо, если бы мы наконец прекратили эти дискуссии и перешли к реальным делам. Например, провели реформу жилищно-коммунального хозяйства. Насколько я понимаю, закон обратной силы не имеет, поэтому в 2012 году у нас будут выборы.

Сергей ВЛАСЕНКО, фракция БЮТ:
— Тогда, когда они будут проводиться. Относительно этого есть несколько точек зрения. Первая: поскольку ни Президент, ни парламент не получали мандатов доверия от народа на осуществление тех полномочий, которыми они в настоящее время обладают, то после решения КС они должны были бы досрочно прекратить их осуществлять. Есть и другая позиция: если орган власти избирался на определенный срок, то его полномочия не могут быть досрочно прекращены.

Юрий КАРМАЗИН, фракция блока «НУНС»:
— Я считаю, что Конституция 2004 года действует. Люди меня избирали на 5 лет, и только по окончании этого срока я соглашусь уступить место. В то же время я готов пойти на выборы хоть сегодня, если глава государства предложит провести одновременно президентские и парламентские выборы.

Записала Ольга КИРИЕНКО