Революционные нормы УПК ведут к европеизации правовой системы и всего общества
«Кодекс Портнова» учасники программы назвали более важным документом, чем Конституция.
Проект нового Уголовного процессуального кодекса вызвал оживленную дискуссию среди гостей программы «Свобода слова» на ICTV. Большинство подчеркивало революционность нового УПК — по мнению многих экспертов, второго по важности документа государства.
Во время обсуждения проекта советник Президента — руководитель главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрей Портнов заявил: «Мы не можем сразу заниматься реформой всего в стране, этот документ, как сказали Роман Зварыч и Николай Онищук, второй по важности в стране, поэтому его нужно делать ответственно и постепенно».
А.Портнов также отметил: несправедливо, что человек, который не совершил насильственных преступлений, а, например, только подозревается в неуплате налогов, содержится в следственном изоляторе. Он подчеркнул, что проект намного гуманнее, чем старый УПК 1960 года. «Мы будем иметь 30—35% оправдательных приговоров. Речь идет о людях, которые ничего не совершили и до судебного разбирательства могут оставаться дома. Это тоже путь к справедливости. Если человек не совершил насильственного преступления, он вообще не попадет в следственный изолятор. Это сможет изменить атмосферу в обществе. Мы говорим о том, чтобы из закона убрать факторы, которые давали возможность совершать преступления и коррупционные действия».
А.Портнов также остановился на перспективах: «Согласно новому закону суд имеет лишь один путь — в государственный бюджет зачислять все, что конфисковано, плюс 100% штрафа. Государство, получая от нарушителей средства, фактически уменьшило коррупционные факторы чиновников, и деньги идут в бюджет, а из него будут обеспечиваться и социальные расходы. Только за 2 первые недели 88 млн грн. в виде залога поступило в государственный бюджет как гарантия выполнения гражданами процессуальных обязательств».
Особую обеспокоенность политиков вызвали функции правоохранительных органов. Отвечая на вопрос нардепа Романа Зварыча о полномочиях СБУ, предусмотренных в новом кодексе, А.Портнов отметил: кроме того, что СБУ не будет рассматривать преступлений, значительно уменьшатся и ее полномочия.
Вопросом, касающимся перспектив дальнейшего реформирования и места налоговой милиции, заинтересовался Евгений Солодко. По поводу этого советник главы государства ответил: «После декриминализации 3 статей Уголовного кодекса относительно «экономических» преступлений, если парламент отменит альтернативную подследственность, то фактически за налоговой милицией останется всего 6 статей. Целесообразность существования налоговой милиции в таком виде в настоящий момент изучается на основании статистических и аналитических показателей».
Во время обсуждения функций прокуратуры Р.Зварыч отметил: «В президентском проекте записана одна диспозиция: за прокуратурой сохраняется процессуальный контроль над уголовным производством. Глубоко убежден в том, что, как только прокурор начинает вмешиваться в процесс, на этом заканчивается демократичность этого процесса. Готовы ли мы лишиться этих проблем?» На это Н.Онищук в свою очередь заявил: «Когда проект создавался, то усиление надзорных функций прокурора, в том числе процессуального руководства, менялось на лишение прокуратуры права проводить следствие вообще, и, кстати, вы знаете, что проект предусматривает лишение такого права, за исключением переходного периода».
Отвечая на вопрос о прокуратуре, народный депутат Святослав Олийнык отметил, что в целом «кабинетный прокурор» отстаивает только свои полномочия. Парламентарий подчеркнул: революцией станет то, что «кабинетный прокурор» ничего не будет решать. «Идеология закона такова, чтобы решал тот прокурор, который принимает участие в судебном процессе».
Недооценить роль УПК в жизни всего общества невозможно, отмечали практически все, кто был в студии. С.Олийнык вообще заявил, что УПК важнее Конституции. «Это действительно документ, который имеет большее значение, чем Конституция, — подчеркнул народный депутат. — Потому что, когда изменилась Конституция, честно говоря, изменений на уровне города или района я вообще не ощутил. Ну, назначает министров в настоящий момент Президент, а раньше — Верховная Рада. А какая разница?»
Принципиально другое значение для рядового гражданина, по мнению парламентария, имеет УПК: «Это сфера отношений, которая затрагивает почти все общественные отношения. Почти все люди, к сожалению, могут стать субъектами того, что регулирует УПК».
Даже Р.Зварыч, который предлагал парламенту свой вариант УПК (№9700-1), в конце концов признал преимущества президентского документа: «Я не могу сказать, что проект, который внес Президент и был принят Верховной Радой в первом чтении, плохой. Напротив, он во многих аспектах очень хороший, возможно, даже революционный».
Народный избранник считает, что сегодня есть возможность изменить карательную систему уголовного производства, унаследованную еще с советских времен: «Не пора ли нам думать о том, чтобы потрясти эту систему коренным образом, чтобы мы могли создать абсолютно новую систему уголовной юстиции, которая бы обеспечила нам, нашим детям, внукам и правнукам действительно демократическую систему, такую, при которой они бы не боялись своеволия власти?»
Обсудив все аспекты проекта нового УПК, большинство участников сошлись в том, что данный документ ведет к европеизации не только правовой системы Украины, но и к демократизации всего общества. Главным остается и компромиссный подход к нововведениям.