Закон і Бізнес


Кодекс справедливости

Революционные нормы УПК ведут к европеизации правовой системы и всего общества


«Кодекс Портнова» учасники программы назвали более важным документом, чем Конституция.

№8 (1047) 17.02—24.02.2012
2967

Проект нового Уголовного процессуального кодекса вызвал оживленную дискуссию среди гостей программы «Свобода слова» на ICTV. Большинство подчеркивало революционность нового УПК — по мнению многих экспертов, второго по важности документа государства.


Зеленый свет — оправдательным приговорам

 Во время обсуждения проекта советник Президента — руководитель главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрей Портнов заявил: «Мы не можем сразу заниматься реформой всего в стране, этот документ, как сказали Роман Зварыч и Николай Онищук, второй по важности в стране, поэтому его нужно делать ответственно и постепенно».

А.Портнов также отметил: несправедливо, что человек, который не совершил насильственных преступлений, а, например, только подозревается в неуплате налогов, содержится в следственном изоляторе. Он подчеркнул, что проект намного гуманнее, чем старый УПК 1960 года. «Мы будем иметь 30—35% оправдательных приговоров. Речь идет о людях, которые ничего не совершили и до судебного разбирательства могут оставаться дома. Это тоже путь к справедливости. Если человек не совершил насильственного преступления, он вообще не попадет в следственный изолятор. Это сможет изменить атмосферу в обществе. Мы говорим о том, чтобы из закона убрать факторы, которые давали возможность совершать преступления и коррупционные действия».

А.Портнов также остановился на перспективах: «Согласно новому закону суд имеет лишь один путь — в госу­дарственный бюджет зачислять все, что конфисковано, плюс 100% штрафа. Государство, получая от нарушителей средства, фактически уменьшило коррупционные факторы чиновников, и деньги идут в бюджет, а из него будут обеспечиваться и социальные расходы. Только за 2 первые недели 88 млн грн. в виде залога поступило в государственный бюджет как гарантия выполнения гражданами процессуальных обязательств».

 Нет — «кабинетному прокурору»!

 Особую обеспокоенность политиков вызвали функции правоохранительных органов. Отвечая на вопрос нардепа Романа Зварыча о полномочиях СБУ, предусмотренных в новом кодексе, А.Портнов отметил: кроме того, что СБУ не будет рассматривать преступлений, значительно уменьшатся и ее полномочия.

Вопросом, касающимся перспектив дальнейшего реформирования и места налоговой милиции, заинтересовался Евгений Солодко. По поводу этого советник главы государства ответил: «После декриминализации 3 статей Уголовного кодекса относительно «экономических» преступлений, если парламент отменит альтернативную подследственность, то фактически за налоговой милицией останется всего 6 статей. Целесообразность существования налоговой милиции в таком виде в настоящий момент изучается на основании статистических и аналитических показателей».

Во время обсуждения функций про­куратуры Р.Зварыч отметил: «В президентском проекте записана одна диспозиция: за прокуратурой сохраняется процессуальный контроль над уголовным производством. Глубоко убежден в том, что, как только прокурор начинает вмешиваться в процесс, на этом заканчивается демократичность этого процесса. Готовы ли мы лишиться этих проблем?» На это Н.Онищук в свою очередь заявил: «Когда проект создавался, то усиление надзорных функций прокурора, в том числе процессуального руководства, менялось на лишение прокуратуры права проводить следствие вообще, и, кстати, вы знаете, что проект предусматривает лишение такого права, за исключением переходного периода».

Отвечая на вопрос о прокуратуре, народный депутат Святослав Олийнык отметил, что в целом «кабинетный прокурор» отстаивает только свои полномочия. Парламентарий подчеркнул: революцией станет то, что «кабинетный прокурор» ничего не будет решать. «Идеология закона такова, чтобы решал тот прокурор, который принимает участие в судебном процессе».

 УПК важнее Конституции?

 Недооценить роль УПК в жизни всего общества невозможно, отмечали практически все, кто был в студии. С.Олийнык вообще заявил, что УПК важнее Конституции. «Это действительно документ, который имеет большее значение, чем Конституция, — подчеркнул народный депутат. — Потому что, когда изменилась Конституция, честно говоря, изменений на уровне города или района я вообще не ощутил. Ну, назначает министров в настоящий момент Президент, а раньше — Верховная Рада. А какая разница?»

Принципиально другое значение для рядового гражданина, по мнению парламентария, имеет УПК: «Это сфера отношений, которая затрагивает поч­ти все общественные отношения. Почти все люди, к сожалению, могут стать субъектами того, что регулирует УПК».

Даже Р.Зварыч, который предлагал парламенту свой вариант УПК (№9700-1), в конце концов признал преимущества президентского документа: «Я не могу сказать, что проект, который внес Президент и был принят Верховной Радой в первом чтении, плохой. Напротив, он во многих аспектах очень хороший, возможно, даже революционный».

Народный избранник считает, что сегодня есть возможность изменить карательную систему уголовного производства, унаследованную еще с советских времен: «Не пора ли нам думать о том, чтобы потрясти эту систему коренным образом, чтобы мы могли создать абсолютно новую систему уголовной юстиции, которая бы обеспечила нам, нашим детям, внукам и правнукам действительно демократиче­скую систему, такую, при которой они бы не боялись своеволия власти?»

Обсудив все аспекты проекта нового УПК, большинство участников сошлись в том, что данный документ ведет к европеизации не только правовой системы Украины, но и к демократизации всего общества. Главным остается и компромиссный подход к нововведениям.