Закон і Бізнес


Обессиливание силовиков

Власти «незаметно» продвигают либеральные реформы в правоохранительной сфере


Прокурорам остается только наблюдать, как уменьшаются их полномочия.

№4 (1043) 21.01—27.01.2012
СВЯТОСЛАВ ОЛИЙНЫК, народный депутат, внефракционный
2684

На сайте Президента появилось сообщение (практически никем не замеченное) о подписании закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства» (№4176-VI). Текст закона (с ним вы можете ознакомиться на стр.17 — Прим. ред.) достаточно сложен и понятен скорее экспертам в этой области, хотя его смысл имеет серьезные последствия для частного сектора экономики.


Конфликт мировоззрений

 Из смысла недавно подписанного закона, а также закона о декриминализации «экономических» преступлений, проекта нового УПК, внесенного Президентом в парламент, а также менее заметных законодательных инициатив четко прослеживается наличие внутри нынешней власти достаточно сильного антивектора Генеральной прокуратуре и силовым ведомствам. Последовательность законов, вносимых пропрезидентскими депутатами и самим главой государства под флагом гуманизации и либерализации, свидетельствует о существующем противостоянии между силовиками и цивилистами. Сразу отмечу, что под последними я имею в виду Андрея Портнова, Александ­ра Лавриновича и Елену Лукаш, а под силовиками — Виктора Пшенку, Валерия Хорошковского и Виталия Захарченко. Но это не противостояние людей, это скорее противостояние мировоззренческих позиций — гражданско-либеральной и мундирно-приказной.

О чем же речь? Шаг за шагом новыми законами уменьшается возможность влия­ния государства на частный сектор экономики, на перераспределение собственности и на возможность лишения людей свободы.

В законе, с которого я начал, установлен четкий запрет на опротестование прокурором права собственности по истечении 3 лет со дня возникновения такого основания. Декриминализация преступлений в сфере хозяйственной деятельности исключает возможность ареста директоров предприятий и фактически переводит отношения предприятий и налоговой (государства) из репрессивных в сферу судебных дискуссий. И наконец, в предложенной Президентом редакции Уголовного процессуального кодекса прописан такой механизм ареста, что посадить в тюрьму можно будет только грабителей и убийц. Арест предпринимателей согласно новому УПК станет настолько нереальной процедурой, что, скорее всего, сама идея может оказаться неактуальной. К этому нужно добавить, что проект кодекса состоит из прогрессивных новаций и, если его примут, он будет одним из лучших подобных кодексов в мире.

Я, кстати, думаю, что интересно будет наблюдать за самим законодательным процессом. Развернется горячая дискуссия, и мы сможем увидеть прокурорско-милицейское лобби во всей его красе.

 Две стороны медали

 Парадокс ситуации в том, что на фоне абсурдных уголовных процессов в отношении Юрия Луценко и других политиков нынешняя государственная машина генерирует уникальные либеральные инициативы в сфере правоохранительной и фискальной функции государства.

С точки зрения психологии такой парадокс легко объясняется: общая либерализация и гуманизация фискальной функции является как бы обратной стороной медали явно неправедных политиче­ских процессов. Гражданско-либеральная часть власти, генерируя прогрессивные законы, как бы извиняется перед обществом и историей за мундирно-приказной произвол.

Уже слышу гневные высказывания в свой адрес, дескать, как же можно видеть что-то хорошее в действиях такой плохой власти. Но если видеть в ней только плохое, то скоро можно прийти к тому, что даже в поломке собственного холодильника или в отсутствии стиранных носков можно будет обвинять «антинародный режим Януковича». Но это не так, независимо от наших симпатий или антипатий — в этом он не виноват.

А на практике действие закона о совершенствовании порядка осуществления судопроизводства выглядит примерно так. Некий инвестор купил ресторанчик. Десять лет назад в этом помещении была парикмахерская. Инвестор вложил деньги в ремонт и рекламу, и тут появился прокурор, делающий уникальное открытие, что в момент приватизации объекта произошло нарушение какого-то закона. А это значит, что надо все повернуть вспять, то есть ресторан превратить в парикмахерскую, а ее вернуть государству. И начинается нудная судебная тяжба, в результате чего инвестор уже думает о том, как бы «вытащить» свои деньги и унести ноги. И правильно думает, потому как он тоже может стать соучастником кражи парикмахерской и попасть в тюрьму.

Это не фантастика, это юридическая реальность многих последних лет. Такой глупостью постоянно занимается прокуратура, ежемесячно выдавая показатели выявленных в сфере приватизации преступлений не ниже, «чем за аналогичный период прошлого года». И вот «незаметно» такой возможности больше нет, как нет и одного коррупционного инструмента системы. Но никто почему-то этого не замечает.