Закон і Бізнес


Бюджетный калькулятор

Финансирование судов возрастет в 1,5 раза, а зарплату законникам будут начислять по новым правилам


№2-3 (1041-1042) 14.01—20.01.2012
МАРИНА ЗАКАБЛУК
3449

Как говорил один из мультипликационных героев, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Это правило можно применить и к главному финансовому закону: от того, какой объем расходов для Фемиды в нем предусмотрен, будет зависеть качество правосудия. Последние годы проблема недостатка средств часто ставила суды в тупик: они не раз заявляли, что могут прекратить свою деятельность. Улучшится ли ситуация в этом году и хватит ли у государства средств на обеспечение справедливого, беспристрастного и независимого правосудия?


Два подарка

 2011 г. стал испытательным сроком как для самой Фемиды, так и для тех, кто ее опекает: Государственной судебной администрации, органов судейского самоуправления. Ведь все они должны были прокладывать путь для нововведений, предусмотренных законом «О судоустройстве и статусе судей», и бороться с недостатками. Особое внимание уделялось решению проблемы недостатка бюджетных средств, из-за которой каждый год страдает вся судебная система. Однако без вмешательства парламентариев улучшить финансовое положение законников не удалось бы.

В 2012-м благодаря совместным усилиям народных депутатов, ГСАУ и советов судей третью ветвь власти ожидают два подарка. Первый — судебный сбор, который будет зачисляться в специальный фонд госбюджета. Эти деньги будут направляться «на обеспечение осуществления правосудия, укрепление материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксации судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировально-множительной техники, внедрение электронной цифровой подписи».

Этот подарок появился благодаря принятию летом 2011 г. закона «О судебном сборе». Акт вступил в силу 1 ноября того же года. «ГСАУ активно поддерживала принятие данного закона. Он усилит независимость судов и при этом позволит существенно повысить уровень финансового и материально-технического обеспечения органов судебной власти. Во многом благодаря принятию данного закона бюджетный запрос на 2012 г., сформированный ГСАУ, предусматривает увеличение расходов на содержание судов на 50%», — рассказал в интервью нашему изданию руководитель ГСАУ Руслан Кирилюк.

Второй презент — введение в действие положений закона «О судоустройстве и статусе судей», регулирующих вопрос судейского вознаграждения. С 1 января 2012 г. должностной оклад обладателя мантии, работающего в местном суде, устанавливается в размере 8 минимальных зарплат. Кроме того, законники будут получать доплату за выслугу лет, пребывание на админдолжности, ученую степень и работу, предусматривающую допуск к государственной тайне.

«Эти два шага обеспечивают пред­посылки для улучшения финансового положения судов, а сами цифры, на которые это финансирование увеличится, будут зависеть по большей части от общего экономического положения государства. Следует отметить, что размер судебного сбора во многих случаях зависит от размера минимальной заработной платы. Будет расти величина этого социального стандарта — будут расти и расходы на судопроизводство», — считает Р.Кирилюк.

 «Опасный» спецфонд

 Однако судебный сбор и «запуск» ст.129 «Судейское вознаграждение» могли стать не приятным подарком для Фемиды, а ее головной болью. Ведь сначала планировалось, что судейское вознаграждение будут выплачивать из спецфонда бюджета, который сформируют за счет средств, поступающих от судебного сбора. Такая позиция Правительства казалась неизменной. Однако представителям ГСАУ и органов судейского самоуправления удалось «убедить» Кабмин не делать такой шаг. «Суды — не хозрасчетные организации, и судейское вознаграждение не должно зависеть от того, насколько будет наполнен спецфонд, а надлежащее финансирование судейского вознаграждения является гарантией независимости судей» — таково было мнение председателя Совета судей Украины Ярослава Романюка.

Согласно смете зарплаты законников будут выплачиваться из общего фонда госбюджета. За счет спецфонда будут обеспечиваться все остальные потребности судов, в частности и оплата труда сотрудников аппарата судов.

Опасения судебной власти были понятны: сумма дохода от судебного сбора, заложенная в бюджете, — почти 1,9 млрд грн. — была убедительной, однако не вселяла надежду на обеспечение надлежащего финансирования. Ведь трудно предугадать, сколько лиц, органов или учреждений обратятся в суд и не будут ли они освобождены от уплаты сбора.

И еще один момент должен был насторожить Фемиду. По словам некоторых политиков, закон «О судебном сборе» дол­жен разгрузить суды: акт будет побуждать граждан к поиску самостоятельного и мирного решения мелких споров, что приведет к уменьшению количества исков. Ведь если за подачу в суд заявления или жалобы придется выложить достаточно большую сумму, то истец не раз взвесит все за и против такого решения.

Данный прогноз и вызывает обеспокоенность: в случае уменьшения обращений в обители Фемиды уменьшится и доход госбюджета от уплаты судебного сбора. Вывод напрашивается один: если бы средства сбора шли на оплату труда законников, то с ее своевременностью и полнотой возникали бы проблемы.

  Благосклонность финансовой фортуны

 «В законе «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» на потребности судов предусмотрено в полтора раза больше средств, чем в 2011-м. Очевидно, что запланированное в новом году увеличение финансирования не решит всех проблем судебной ветви власти, однако такой шаг должен стать положительной тенденцией на следующие годы», — отметил Президент, поздравляя обладателей мантий с профессиональным праздником — Днем работников суда.

Да, расходы для обителей Фемиды увеличили, но будут ли удовлетворены все потребности — это уже другой вопрос. По словам Р.Кирилюка, цифры в принятом парламентом госбюджете-2012 существенно не отличаются от тех, которые были в проекте данного документа после его принятия в первом чтении. То есть можно сказать, что после прохождения всех законодательных «кругов» бюджетному запросу удалось уцелеть.

Среди высших специализированных судов пальму первенства удерживает Высший хозяйственный суд: ему планируется выделить свыше 178,5 млн грн. (в прошлом году — 123,8 млн). Правда, такую щедрость законотворцы проявили не сразу: в проекте главного финансового документа этой обители Фемиды предлагалось выделить 136,08 млн грн. На заседании Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия председателю ВХС Виктору Татькову удалось убедить нардепов, что для обеспечения стабильной и эффективной работы суда дополнительно нужно выделить еще чуть больше 42,4 млн.

«Админюстиция — всегда в роли догоняющего», — жаловался в сентябре 2011-го тогда еще председатель Высшего админсуда Александр Пасенюк. На потребности ВАС в госбюджете предусмот­рено почти 107,6 млн грн. (в 2011-м — 85,3 млн). Таким образом, в том, что касается финансирования, он отстает от ВХС на 71 млн, а от Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел — на 63 млн.

ВСС потерял свои прошлогодние лидерские позиции (в госбюджете-2011 на его потребности выделялось больше всего средств по сравнению с другими высшими судами). В 2012-м эта обитель Фемиды получит почти 170,7 млн грн. (132,5 млн —в 2011 г.), а до первого места ей не хватило всего-навсего 8 млн. Кстати, ВСС удалось дополнительно выбить почти 2 млн грн., ведь в проекте основного финансового закона на этот год на его потребности предлагалось выделить 168,9 млн. По словам заместителя председателя ВСС Михаила Вильгушинского, расчетная потребность расходов для ВСС — 253,2 млн грн. Понимая тяжелое экономическое положение нашего государства, М.Вильгушинский попросил у нардепов только 10,1 млн на текущие расходы и 20 млн — на расходы развития (новое строительство). По-видимому, он был менее убедителен, чем В.Татьков, поэтому уговорил парламентариев выделить лишь 6,7% указанной суммы.

Верховному Суду предусмотрели 103,7 млн грн. Его представители просили увеличить эту сумму еще на 5 млн, однако законодатели их не услышали. По подсчетам наивысшего судебного орган, в системе судов общей юрисдикции для надлежащей работы учреждения нужно 199,3 млн.

Нынешний главный финансовый документ «благосклонен» к окружным и апелляционным админсудам. Очевидно, мольбы А.Пасенюка были услышаны, и теперь законникам не придется уведомлять людей о заседании, покупать мебель и оргтехнику за свой счет. Так, на потребности местных админсудов предусмотрено 229,06 млн грн. (в 2011-м — 174,5 млн), апелляционных административных — 223,8 млн грн. (в 2011 г. — 93,4 млн).

К «хозяйственникам» из второй инстанции фортуна не была благосклонна: им в 2012 г. выделено 133,7 млн грн., а 2011-м — 125,5 млн. Щедрое финансирование получили общие местные суды — 2,2 млрд грн. (в прошлом году — 1,46 млрд). Не будут жаловаться и общие апелляционные суды: в 2012-м на их потребности запланировано 680,3 млн грн., тогда как в прошлом году — 388,42 млн.

***

 Конечно, не все просьбы судов учтены, однако факт остается фактом: объемы средств на потребности судов увеличены. Главное — не останавливаться на достигнутом. В частности, предлагается, чтобы органы судейского самоуправления принимали участие в процессе формирования бюджета третьей ветви власти.

Чтобы избежать возможных обвинений в несправедливом распределении средств между судами ГСАУ, советам судей общих, административных и хозяйственных судов также стоило бы совместно с ТУ администрации ежегодно определять потребности каждого суда в финансовом обеспечении и утверждать эти показатели на соответствующих конференциях. Это были бы те контрольные цифры, ниже которых ГСАУ при финансировании конкретных судов опускаться не вправе.

 

Сравнительная таблица объемов финансирования судебной власти в 2011—2012 годах