Закон і Бізнес


Подальше от мантии

или Почему столичный судья, отстраненный от должности, продолжал рассматривать дела


№7 (1149) 14.02—20.02.2014
МАЙЯ БАЙРАК
4131

У Высшей квалификационной комиссии судей вызвал обеспокоенность факт, который выявили во время заседания, где решался вопрос о ходатайствах Генерального прокурора. Последние касались отстранения судей от должностей.


Речь шла, в частности, о судьях Соломенского районного суда г.Киева, имена которых не раз называли на заседаниях ВККС и даже в СМИ. В очередной раз Генпрокурор подал ходатайства об отстранении Аллы Демидовской и Андрея Макухи от должностей в связи с привлечением их к уголовной ответственности. В конечном итоге судей объединяет не только общее место работы и причина отстранения от должности, но и, собственно говоря, дело, в котором они оба фигурируют.

Несмотря на то что указанный вопрос рассматривается третий раз, А.Деми­довская на заседание ВККС явилась впервые. Однако члены комиссии докладывали материалы дела неоднократно, поэтому на сей раз остановились лишь на отдельных фактах. «В ходатайстве указывается, что А.Демидовской вручено уведомление о совершении преступления по ч.3 ст.368 Уголовного кодекса», — напомнил член ВККС Виктор Микулин.

Раньше в связи с этим делом законника отстраняли от должности на 2 месяца. Однако, как утверждал представитель Генпрокуратуры Вячеслав Гецко, «сегодня есть все основания для повторного отстранения, потому что до сих пор продолжаются следственные действия, и предостережения, которые были относительно судьи, так же имеют место».

«Проводились ли какие-то следственные действия, пока вы не осуществляли правосудие?» — поинтересовался у А.Демидовской В.Микулин. На этот вопрос законник сначала не могла дать конкретный ответ, лишь заявила: «Меня подозревают в уголовном производстве, которого не существует!»

После замечания заместителя председателя ВККС Николая Пинчука, что «комиссия не является судебной инстанцией», А.Демидовская все же сообщила, что никакие следственные действия не проводились.

Вероятно, этот ответ удовлетворил ВККС, поскольку никаких дополнительных вопросов судье больше не задавали.

После обсуждения в совещательной комнате комиссия решила удовлетворить ходатайство Генпрокурора и отстранить судью еще на 2 месяца.

Такой же «вердикт» ВККС получил и коллега А.Демидовской А.Макуха. «Не добавлю ничего нового» — так начал докладывать материалы Н.Пинчук, когда судья зашел в зал заседаний.

«В ходатайстве Генпрокурор опять ставит вопрос об отстранении А.Макухи от должности. Обстоятельства комиссии уже известны, потому что рассматриваем этот вопрос не первый раз», — отметил Н.Пинчук и поинтересовался, что по этому поводу скажет сам судья. «А что я могу сказать? Хотел бы только спросить у представителя Генпрокуратуры, когда дело закончится? Уже 10 месяцев расследуется! Следователи меняются...» — не сдерживал эмоций А.Макуха.

«Но, вероятно, сейчас вы не можете вершить правосудие...» — сказал Н.Пинчук, обращаясь к судье.

Последний не отрицал, но продолжал отстаивать себя: «Прошу заметить, что за эти 10 месяцев мне никто не заявил отвод, а я рассмотрел достаточно много дел».

«Вы — следственный судья и имеете незаконченные дела. Неужели вы продолжаете их рассматривать?» — спросил один из членов комиссии.

«Да, но если сегодня вы меня отстраните, то я их передам коллегам», — уже сдержаннее ответил А.Макуха, наверное, осознавая, что по закону не имел права этого делать.

Члена комиссии Галину Колесник возмутил тот факт, что судья продолжает слушать дела. «Вы же не имеете права!» — заметила она.

«Но слушал дела только с 18 января этого года... — объяснял А.Макуха. — Срок моего отстранения от должности закончился 17 января этого года, поэтому с 18 января автоматизированной системой документооборота мне уже распределялись дела».

Члены комиссии больше ни о чем А.Макуху не спрашивали, только попросили представителя Генпрокуратуры обратить внимание на факты, о которых было сказано.

В течение двух месяцев не будет исполнять свои обязанности и Оксана Трачева из Савранского районного суда Одесской области. Материалы ее дела, как и предыдущих законников, докладывают на заседаниях ВККС не впервые.

«Генпрокурор четвертый раз обращается по поводу отстранения О.Трачевой от должности», — начал докладывать секретарь ВККС Анатолий Марцинкевич. «Судья обвиняется в получении взятки в размере $3500 за назначение мягкого наказания двум лицам. В отношении О.Трачевой возбуждено производство по ч.4 ст.368 УК», — напомнил член комиссии.

Как объяснил представитель Генпрокуратуры, назначенные по делу слушания неоднократно откладывались в связи с болезнью защитников сторон. Очередное заседание запланировано на 26 февраля этого года. Поэтому есть необходимость отстранить О.Трачеву от должности, так как еще не допрошены двое свидетелей и нужно изучить дополнительные материалы дела.

Хотя судья и направила в ВККС ходатайство, в котором отрицала изложенные факты, на заседании она сделала это снова. О.Трачева утверждает: «Основания, указанные Генпрокурором, — не оправданные, поскольку в обосновании ходатайства ссылаются на препятствование судебному следствию, а именно — на мое возможное влияние на свидетелей, которые уже допрошены».

«Так вы считаете, что, являясь стороной в уголовном деле, можете осуществлять правосудие?» — спросил Н.Пинчук, который хотел услышать мнение О.Трачевой, как и законников из Соломенского райсуда г.Киева.

После небольшой паузы судья ответила: «Оставляю решение этого вопроса на рассмотрение комиссии». ВККС решила удовлетворить ходатайство Генпрокурора.

Примеры повторного отстранения судей от должности в практике ВККС не единичны. Не беремся судить, кто виноват в затягивании решения таких вопросов. Почему судья, который не имеет права осуществлять правосудие, продолжает рассматривать дела? Вместе с тем, почему органы прокуратуры долгое время не могут выяснить все обстоятельства дела? Ведь постоянные ходатайства об отстранении судей от должностей могут быть использованы и для оправдания волокиты, допущенной следственными органами.