Закон і Бізнес


ВАС разъяснил спорные моменты при рассмотрении «социалок»


20.12.2011 15:55
МАРИНА БОЙКО
3097

Пленум Высшего административного суда принял постановление «О судебной практике разрешения административными судами споров, возникающих в связи с применением ст.6 закона Украины «О социальной защите детей войны».


Обладателям мантий из низших инстанций растолковали, в частности, какие документы они должны истребовать и каким законодательством руководствоваться при рассмотрении «социалок».

Дискуссионные положения

Проблема применения ст.6 относительно повышения к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной соцпомощи, выплачиваемой вместо пенсии, возникла еще 4 года назад. В начале 2008 г. председатели окружных и апелляционных админсудов обратились к ВАС за разъяснением применения положений закона. Высший специализированный суд проводил соответствующие семинары, рассылал письма-рекомендации. Однако это не решило проблему: правильного и одинакового применения ст.6 упомянутого закона не произошло. Поэтому и возникла необходимость в принятии постановления.

«В постановлении отражены все «болевые моменты» применения норм права при решении указанной категории дел. Постановление будет полезным для судей, которые рассматривают социальные споры. Вопросы применения ст.6 требуют неотложного решения, поэтому сегодня нам следовало бы принять документ в целом», – сообщил секретарь пленума Михаил Смокович.

Он проинформировал, что проект состоит из 16 пунктов. Однако результатом 2,5-часового обсуждения этого документа стало исключение из него двух пунктов. Они касались сроков обращения в суд и вызвали у представителей пленума больше всего вопросов. Секретарь третье судебное палаты ВАС Василий Юрченко предостерег: нельзя включать дискуссионные положения в постановление, ведь они могут «ввести в заблуждение» служителей Фемиды низших инстанций. В таком случае о единстве практики при решении социальных споров можно будет забыть.

Кроме исключения из проекта постановления двух пунктов, «административники» решили внести в него отдельные редакционные правки и приняли, как и предлагал М.Смокович, в целом.

Без практики Евросуда не обойтись

В п.1 документа отмечается: судам необходимо учитывать, что ст.6 закона «О социальной защите детей войны» (с учетом решения Конституционного Суда от 22.05.2008) установлено повышение на 30% минимальной пенсии по возрасту к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии, для детей войны.

Пункт 2 постановления предусматривает, что для подтверждения статуса ребенка войны у истца судам необходимо установить дату рождения и принадлежности к гражданству Украины. С учетом того, что законом не предусмотрена выдача детям войны документов, подтверждающих их статус, для установления права на получение повышения к пенсии суды должны истребовать данные о получении истцом пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной соцпомощи, выплачиваемой вместо пенсии, которые дают право на получение повышения к пенсии.

В п.3 говорится, каким законодательством должны руководствоваться законники при рассмотрении этой категории дел (Конституция, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс административного судопроизводства, ряд законов, решение КС от 9.07.2007 (дело о соцгарантиях граждан) и от 22.05.2008 (дело относительно предмета и содержания закона о госбюджете) и т.д.).

«Учитывая положения ч.2 ст.8 КАС относительно применения принципа верховенства права в соответствии с положениями ст.17 закона« Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека », суды также должны применять практику Евросуда как источник права», - зачитал секретарь пленума.

Пунктом 4 предусмотрено, что ответчиками по делам по исковым заявлениям детей войны по поводу повышения к пенсии есть соответствующие органы Пенсионного фонда, осуществляющих начисление и выплату пенсий и государственной соцпомощи.

«Согласно положению об управлении Пенсионного фонда в районах, городах и районах в городах, местное управление Пенсионного фонда обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, непосредственно назначает и выплачивает пенсии и другие выплаты в соответствии с действующим законодательством. Итак, является надлежащим ответчиком по делам. Поэтому привлечение к участию в них в качестве соответчика или третьего лица других органов, в том числе Государственного казначейства, является ошибочным», - отметил М.Смокович.

С июля правила изменены

Пункт 5 постановления предусматривает, что дела по таким спорам предметно подсудны местным общим судам как административным независимо от статуса ответчика. Территориальная подсудность дел определяется по выбору истца: по месту жительства (пребывания, нахождения) последнего или по местонахождению ответчика (п.6).

«Государственная соцподдержки детей войны в виде повышения к пенсии по своей правовой природе является отдельным источником их дохода и не является составной частью их пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания или государственной соцпомощи. Поэтому судам следует учитывать, что при решении таких споров сроки обращения в суд определяются по правилам ст.99 КАС», - зачитал п.7 секретарь пленума.

А вот предписания ст.87 закона «О пенсионном обеспечении» и ст. 46 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым установлены сроки выплаты начисленных, но неполученных сумм пенсий за прошедшее время, не распространяются на эти правоотношения, а потому не могут применяться судами при рассмотрении указанных споров.

Пунктом 8 разъясняется, что размер минимальной пенсии по возрасту установлен лишь ст. 28 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», как и подлежит применению при рассмотрении таких споров. В п.9 указываются периоды, за которые дети войны имеют право на осуществление перерасчета повышение к пенсии в размерах, определенных законом «О социальной защите детей войны». В п.10 говорится о законодательных нормах, согласно которым было предоставлено право установления в 2009 и 2010 гг социальных выплат.

«До вступления в силу постановления Кабмина «Об установлении некоторых выплат, которые финансируют за счет средств государственного бюджета» от 6.07.2011, которое вступило в силу 23.07.2011, применению подлежат положения ст.6 закона« О социальной защите детей войны ». 23 марта июля этого года правомерность действий субъектов властных полномочий в указанных категориях дел нужно проверять на соответствие требованиям закона «О государственном бюджете Украины на 2011 год» и постановления Кабмина от 6.07.2011», - отмечается в п.11.

Пункт 12 разъясняет, что пенсия - периодический платеж, выплата которого по общему правилу не ограничена во времени. Повышение к пенсии, которое является дополнительной выплатой лицу, признана имеет на него право, неразрывно связано с выплатой пенсии и также не определен во времени предельный срок выплаты.

Пункт 13 касается применения храмами Фемиды порядке сокращенного производства. В последнем, п.14, отмечается, что «Дети войны не отнесены к лицам, освобожденным от уплаты судебного сбора, а потому за подачу искового заявления должны платить судебный сбор на общих основаниях, если они не имеют других льгот».