Закон і Бізнес


Благотворительная коррупция

Помощь спонсоров разошлась на прихоти стражей порядка


Преступление и наказание, №39 (974) 25.09—01.10.2010
4209

Существующая система использования правоохранительными органами благотворительной помощи является бесконтрольной и по большей части незаконной. МВД, Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний, Генпрокуратура и СБУ использовали благотворительные средства крайне неэффективно, с многочисленными нарушениями финансовой дисциплины и действующего законодательства.


К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты по результатам аудита привлечения и эффективности использования благотворительных средств.

Как сообщили нашему еженедельнику в пресс-службе СП, полученные правоохранительными органами на протяжении последних 2,5 года в качестве благотворительной помощи ресурсы и средства в размере около 660 млн грн. потрачены в основном не на мероприятия по поддержанию общественного порядка, а на содержание нереформированных и обременительных для госбюджета органов правопорядка, общее количество работников которых составляет почти 600 тыс. человек.
Больше всего нарушений, а именно на сумму свыше 15 млн грн., выявлено в МВД, причем за последние восемь месяцев этого года ситуация ухудшилась. В условиях недостаточного финансирования правоохранительных мероприятий и постоянно растущих расходов на осуществление правоохранительной деятельности привлечение благотворительных ресурсов должно было помочь решить проблемы с обеспечением функционирования ведомства. Однако значительная часть благотворительных средств направлялась на создание комфортных условий для руководства: приобретение автомобилей, оборудования, компьютерной техники, ремонт офисных помещений и проведение различных торжеств, конкурсов, обслуживание банкетов и т.п. Способы получения благотворительных взносов являются неправомерными. В большинстве случаев правоохранительные органы, по сути, заставляли благотворителей оказать помощь, обращаясь с просьбой оплатить счета на приобретение товаров и услуг. Фактически благотворительная помощь превратилась в системное злоупотребление служебным положением и завуалированные проявления коррупции.
С такой целью активно использовались благотворительные фонды правоохранительных органов, государственные предприятия МВД, исправительные и воспитательные колонии Департамента по вопросам исполнения наказаний, а в отдельных случаях привлекались сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и СБУ. В частности, государственные предприятия, находящиеся в сфере управления МВД и предоставляющие платные услуги гражданам и юридическим лицам, систематически оплачивали счета министерства и переводили ему средства в виде благотворительной помощи, тем самым незаконно направляя в МВД часть доходов предприятий от ведения бизнеса. Полученные деньги в виде оплаченных населением услуг разрешительной системы, паспортной службы, изготовления бланков и т.п., использовались не для обеспечения правоохранительной деятельности, а для создания комфортных условий самим работникам.
Внедрив схемы скрытого финансирования территориальных подразделений путем получения благотворительной помощи от госпредприятий, МВД было заинтересовано в увеличении доходов от платных услуг, поэтому стоимость их росла. Кроме того, по за¬ключению СП, министерство закрывало глаза на то, что предприятия избегали тендерных процедур, а это привело к потере контроля за ценами на материально-техническую продукцию, оборудование и услуги. Как следствие — создание рисков взаимозависимости МВД и субъектов предоставления благотворительной помощи и формирование благоприятных условий для коррупции. Именно из-за этого МВД уклонилось от реализации рекомендаций СП, оставив в своем управлении неконтролируемые доходы от платных услуг, предоставляемых физическим и юридиче¬ским лицам.
Вовлеченные в предоставление помощи благотворительные фонды правоохранительных органов по большей части также оплачивали счета за коммунальные услуги, компьютерную технику, офисное оборудование, дорогие автомобили и даже оружие для МВД и патроны к нему. С начала года для центрального аппарата министерства под видом благотворительной помощи был приобретен автомобиль Cadillak Escalade стоимостью свыше 500 тыс. грн. В свою очередь прокуратура Донецкой области получила автомобили Mersedes-Bens S550 Long и Toyota Camri Premium 3,5 общей стоимостью свыше 1,5 млн грн.
В то же время аудиторы отметили и позитивные случаи использования благотворительной помощи, направленной непосредственно на осуществление деятельности правоохранительных органов. Так, в соответствии с законом использовала средства спонсоров Пограничная служба МВД. Однако это не стало правилом.
Обобщая результаты аудита, глава СП Валентин Симоненко отметил: «Система благотворительной помощи стражам порядка — это изнасилование наших законов. Из-за недофинансирования правоохранительных органов наше государство практически само выступает инициатором и провоцирует такую ситуацию. МВД «потребляет» столько государственных средств, сколько вместе все социальные отрасли — образование, культура, медицина, наука... Эту практику с благотворительностью в интересах стражей порядка необходимо сломать», — подытожил В.Симоненко.
Злоупотребление служебным положением, убежден руководитель ведомства, приводит к тому, что граждане испытывают недоверие к правоохранительной системе в целом, и наносит удар по репутации страны на международной арене. Коллегия пришла к выводу, что внедрение в государстве эффективного правового антикоррупционного механизма и коренное реформирование правоохранительных органов (в частности, в вопросах поступления и использования благотворительных взносов) дадут возможность предотвратить коррупцию в системе органов правопорядка и скрытое влияние на их деятельность.