Закон і Бізнес


Свобода на день


№48 (1035) 26.11—02.12.2011
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
2808

Было бы странно, если бы День свободы, который 7 лет назад учредил Виктор Ющенко, сегодня отмечался как государственный праздник. Но и отменять указ о том, что ежегодно 22 ноября отмечается начало «оранжевой революции», нынешняя власть не стала. Наверное, это правильно: такой день — прекрасный повод задуматься, что для каждого из нас означает это слово — «свобода».


В один из бурных дней декабря 2004 года тогдашний Президент Леонид Кучма напомнил слова Наполеона о том, что революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами негодяи. К сожалению, император Франции, который тоже обещал своим подчиненным свободу, равенство и братство, оказался пророком и для Украины. От первого же Дня свободы, в 2005 году, остались противоречивые впечатления. Он стал своего рода днем свободы от обя­зательств, которые давали друг другу те, кто еще недавно плечом к плечу стоял на сцене Майдана.

С каждым следующим годом запал и желание политиков собираться вместе угасали пропорционально количеству взаимных обвинений, которыми обменивались бывшие товарищи по революции. У украинцев тоже не возникало желания отмечать этот день как день своей победы над властью. Ведь новая власть оказалась ничем не лучше той, протестуя против которой они выходили на Майдан. Поэтому и свобода (в ее историческом понимании) превратилась в иллюзию.

Если бы не предприниматели, которые год назад именно 22 ноября собрали свой «налоговый» Майдан, об этом празднике забыли бы даже журналисты. В тот день на главную площадь страны впервые с сугубо экономическими требованиями вышли тысячи украинцев. Это был день свободы от политики и политиков.

Днем какой же свободы стало 22 нояб­ря 2011 года? Президент Виктор Янукович поздравил соотечественников: «Свобода, Независимость, Соборность — это те непреходящие ценности, которые всегда были, есть и будут уважаемы в Украине. Мы должны делать все необходимое для их укрепления, ведь на них построен фундамент нашего государства».

Оппозиция тоже собиралась отметить эту дату массовым митингом, чтобы продемонстрировать власти, что не утратила еще народной поддержки. В то же время, как отмечают политологи, если бы не судебный запрет на проведение каких-либо массовых собраний на Майдане Незалежности, желающих вспомнить прошлое было бы гораздо меньше чем 2 тыс. человек, причем с обеих сторон. Ведь наряду с теми, кто вспоминал «оранжевую революцию», на Майдане собрались представители «Общевойскового союза Украины» во главе с «регионалом» Олегом Калашниковым. Не намного меньше было и стражей порядка, предусмотрительно окруживших участников митингов.

Так, разъединенные блюстителями порядка на одной площади праздновали представители политических сил, которые в 2004 году были по разные стороны баррикад. Объединила их тяга к свободе или какие-то другие факторы — не так уже и важно. Главное, что, в отличие от, скажем, граждан соседних Беларуси или России, они имели возможность собраться на главной площади страны, несмотря на судебный запрет. Правда, стражи порядка пообещали, что без админпротоколов не обойдется.

В этот день на Майдане были в основ­ном новые лица. Значит, есть надежда, что свобода не уйдет в прошлое вместе с политиками, которые призывали к ней 7 лет назад.