Закон і Бізнес


Укрупнение прокуратуры

Эксперты предлагают объединять надзорные органы в небольших райцентрах


№47 (1034) 19.11—25.11.2011
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3123

Ограничить слишком тесное взаимодействие работников прокуратуры, милиции и судей в небольших городах предлагают специалисты, занимающиеся реформированием правоохранительной системы. Для этого предлагается создать окружные прокуратуры, в которых будут работать несколько десятков людей.


Плюсы для адвокатуры

 На заседании Комиссии по укреплению демократии и утверждению вер­ховенства права, которое состоялось 14 ноября, эксперты обсудили заключение Венецианской комиссии относительно трех законопроектов: «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесении изменений в Закон Украины «О судо­устройстве и статусе судей» и «О свободе мирных собраний». Председатель комиссии Сергей Головатый отметил: выводы положительные, а замечания касаются преимущественно технических моментов. В частности, изучив проект, который дол­жен по-новому урегулировать работу адвокатуры, Европейская комиссия «За демократию через право» отметила, что новации являются последовательными и представляют собой хорошую основу для развития профессии адвоката.

Не обошлось, конечно, и без критики. Правда, как отметили в Комиссии по укреп­лению демократии, специалисты ожидали, что европейцы внесут определенные коррективы и даже надеялись на это. При подготовке новаций приходилось искать компромисс, и, принимая некоторые решения, эксперты соглашались, что точку в вопросе должна поставить Венецианская комиссия. Поэтому позиция европейцев должна быть учтена, и особых дискуссий, скорее всего, не возникнет.

На какие же положения обратили внимание в Венецианской комиссии? Прежде всего, по мнению европейцев, проект слишком большой и слишком детально урегулирована деятельность адвокатов. «Поскольку законопроект является настолько детализированным... существует риск, что он будет слишком негибким в применении, будет игнорировать переменный человеческий фактор в каждом конкретном случае. Такие детальные положения часто могут требовать изменений. Было бы лучше, если бы детальные положения могли регулировать сами адвокаты, а не просить парламент каждый раз вносить изменения в закон», — говорится в подготовленном заключении.

Обратили внимание эксперты и на порядок формирования квали­фикацион-ных комиссий, в которых, по их мнению, должно быть больше научных работников и преподавателей юридических вузов. «Если закон для себя пишут адвокаты, то они, понятно, думают в первую очередь о себе. Если судьи — о гарантиях своей деятельности. Поэтому к позиции Венецианской комиссии нужно прислушаться», — отреагировал на выводы европейцев адвокат Василий Кисиль.

Приложить все усилия для того, чтобы законопроект об адвокатуре после внесения в парламент был как можно скорее принят, пообещал народный депутат Юрий Мирошниченко. Кроме того, очень важно, по его словам, чтобы новации нашли поддержку в юридическом сообществе.

Хотя европейские эксперты одобрительно отозвались и о предложенных изменениях в законопроект «О судо­устройстве и статусе судей», в Комиссии по укреплению демократии убеждены, что для совершенствования работы третьей ветви власти их будет недостаточно — нужно корректировать Конституцию. Свои наработки, касающиеся изменения Основного Закона, в настоящий момент готовит Конституционная ассамблея. Однако провести через парламент соответствующие изменения будет непросто: необходимо собрать 300 голосов. Однако отечественные юристы решили заниматься сугубо научными наработками, не обращая внимания на политическую ситуацию. Будут их предложения приняты или нет — уже другой вопрос.

Подготовить проекты всех трех законов с учетом предложений Венецианской комиссии законодатели планируют к следующему заседанию, которое должно состояться в середине декабря. Таким образом, возможно, уже в начале следующего года за доработку документов возьмутся нардепы.

 Реформирование правоохранительных органов

 Если ряд проектов уже в ближайшее время должен быть готов для внесения в парламент, то изменения в закон «О прокуратуре» впервые должны появиться на столах членов Комиссии по укреплению демократии в середине декабря.

Пока же специалисты обсуждали толь­ко планы. Как рассказал председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, единая система правоохранительных органов должна стать трехзвеньевой — будут работать окружная, региональная и Генеральная прокуратуры. По словам эксперта, окружное звено объединит несколько районов, благодаря чему не будет происходить «срастание» судей, прокуроров и начальников милиции в маленьких райцентрах, где все друг друга хорошо знают. «Такое малое количество людей у нас всегда склонно создавать корпоративное сообщество», — отметил он.

Кроме того, предлагается максимально приблизить статус прокуроров к статусу судей. По мнению авторов изменений, прокуроры должны получать должности, как и судьи — по похожей схеме и нести такую же дисциплинарную ответственность. «У нас возникла идея использовать квалификационные комиссии и Национальную школу судей для подготовки как судей, так и прокуроров. Это предложение согласовывается с тем, что Высший совет юстиции распространяет свою компетенцию и на судей, и на прокуроров, поэтому нам кажется логичным распространить эту практику и на квалификационную, и на будущую дисциплинарную комиссии. Тем более что эти комиссии должны действовать профессионально», — объяснил свою позицию И.Колиушко.

Выразил мнение о реформаторских инициативах и член Конституционного Суда Виктор Шишкин, в начале 1990-х годов возглавлявший Генеральную прокуратуру. По его словам, предложенные инициативы — это приближение к европейским стандартам. Главное же, по мнению судьи, чтобы прокуратура перестала работать как карательный орган, которым была во времена царской и советской власти и которым остается до наших дней.

Детальнее о реформе прокуратуры имеет смысл говорить после того, как появится текст проекта. Однако гарантировать, что либеральные инициативы будут приняты, не может никто, слишком много власть имущих все еще хотят видеть прокуратуру в качестве карательного меча государства.