Закон і Бізнес


Кодовое число «девять»

Межпрограммное перераспределение расходов позволит судам продолжать работу


Судейское самоуправление, №26 (961) 26.06—02.07.2010
2973

Понедельник — день тяжелый. Особенно это чувствовалось в стенах Высшего административного суда, где 21 июня состоялись три мероприятия: пленум ВАС, заседания квалифкомиссии и Совета судей админсудов. На собраниях рассматривались такие вопросы, как применение тех или иных законодательных норм, дача «пропусков» в обители Фемиды. А вот орган судейского самоуправления больше волновали бюджетные нюансы. ССАС рассматривал вопрос о распределении расходов на 2010 г. между окружными и апелляционными админсудами и предложения относительно основного финансового документа на следующий год.


Ни помещений, ни марок

Рассмотрение вопроса относительно сметы заняло немало времени: больше 3 часов представители админсудов, Государственной судебной администрации, Счетной палаты и Минфина пытались прийти к согласию и найти выход из «денежного» лабиринта.
Судья ВАС Николай Гурин еще раз напомнил о вечной проблеме украинской Фемиды — ненадлежащем финансировании. Не хватает средств не только на ремонт помещений, закупку оргтехники, выплату зарплаты, но и на диски, конверты и марки.
Н.Гурин отметил, что согласно решению КС от 11.03.2010 в «госбюджете должны определяться отдельно для всех судов расходы на их содержание не ниже уровня, который дает возможность независимо осуществлять правосудие, с последующим обеспечением полного и своевременного выделения таких расходов». По словам мантиеносца, потребности апелляционных судов удовлетворены на 23%, окружных — на 30%.
Он также обнародовал информацию ГСАУ, согласно которой расходы, предусмотренные на информатизацию админсудов, пойдут на обеспечение функционирования Единого государственного реестра решений (остались не распределены чуть больше 9 млн грн.).
«В дополнении №3 к закону о госбюджете для создания автоматизированной системы документооборота и обеспечения ее функционирования ГСАУ предусмотрены средства в размере 36 млн грн. Должны отметить, что по закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения автоматизированной системы документооборота в административных судах» от 05.06.2009 в админсудах с 1 января 2010 г. уже введена и функционирует эта система», — отметил Н.Гурин.
По его словам, согласно поручению Кабмина бюджетная программа «Создание автоматизированной системы документооборота в судах и обеспечение ее функционирования» требует утверждения порядка использования средств, выделенных на нее. Приказом ГСАУ создана межведомственная рабочая группа для введения этой системы. ВАС обратился к администрации с просьбой дополнительно включить в состав рабочей группы еще трех сотрудников этого суда. На данное письмо ГСАУ никак не отреагировала и подала в Минфин проект порядка использования бюджетных средств по программе без согласования с ВАС.

Девятимиллионный спор

После доклада Н.Гурина к разговору о финансовых трудностях присоединились все члены ССАС. Они в один голос утверждали, что сегодня существует опасность прекращения осуществления судопроизводства. «На фоне событий, которые происходят в государстве, вылезли все «болячки» судебной системы. Одна проблема тянет за собой другую, и в любой момент суд может прекратить свою работу. Годами не решается вопрос обеспечения нашего суда собственным помещением. Несколько лет мы вынуждены арендовать его у частной структуры. Недавно суд принял решение, которое не удовлетворило арендодателей, поэтому у нас иногда отключают свет, плату за аренду повысили в 4 раза. Думаю, что аренду нам на следующий год не продлят, а нового помещения у нас нет», — рассказал председатель Днепропетровского апелляционного админсуда Александр Мартыненко.
По его словам, они в течение нескольких месяцев не отправляют почту, в частном порядке договариваются, чтобы рассмотренные дела развозили по окружным судам. Следствием этого стали многочисленные жалобы граждан на несвоевременно полученные уведомления. Однако и отправить ответы на эти жалобы суд тоже не может.
Заместитель главы ГСАУ Александр Лощихин больше 20 минут отчитывался перед ССАС о состоянии финансовых дел. Еще столько же времени собравшиеся интересовались, каким путем следует идти, чтобы немного улучшить ситуацию.
Некоторые говорили, что нет необходимости тратить 9 млн грн. на госреестр, ведь существуют отделы информационного обеспечения, поэтому не стоит расходовать средства на содержание новых специальных структур. Подсчитали даже, что нажать одну кнопку — отправить решение в реестр — будет стоить 11 грн.
А.Лощихин объяснил: если есть потребность, можно создать рабочую группу, которая проанализирует ситуацию и решит: 9 млн — это много или мало. Не понравилось присутствующим и то, что деньги на этот реестр берут из «кармана» Фемиды. Ведь в бюджете не предусмотрены расходы для ГСАУ на введение реестра.
Члены ССАС не понимали, почему за реестр, который создается на общегосударственном уровне, должны платить именно админсуды. Но такова уж финансовая логика «главных бухгалтеров».

Единственный выход — перераспределение

Представитель Счетной палаты Эдуард Щасный согласился, что каждый суд должен знать, сколько ему выделяется средств и на какие потребности. Александр Ткачук, представлявший Минфин, был такого же мнения: ни реестр решений, ни другие программы не должны существовать за счет судов, это полномочия ГСАУ, и на это должны тратиться именно ее средства.
«Поэтому я заверяю, что при формировании бюджета на 2011 г. в дополнении №9 «Распределение расходов Государственного бюджета Украины в разрезе судов всех юрисдикций и уровней, организационное обеспечение деятельности которых осуществляет Государственная судебная администрация Украины», если такой останется (ведь законопроектом о судоустройстве и статусе судей предусматривается, что каждый суд будет самостоятельным распорядителем средств), нераспределенных централизованных средств в нем не будет», — отметил А.Ткачук.
Члены ССАС спросили, можно ли обязать администрацию распределить 9 млн грн., предназначенных для работы госреестра, между судами. «Сегодня сделать это проблематично, потому что дополнение №9 является составляющей закона. Любые изменения этого дополнения можно предусмотреть лишь путем внесения изменений в госбюджет. Это процедура очень сложная и длительная. На протяжении года изменения в основной финансовый закон вносятся не так уж часто», — объяснил представитель Минфина.
Коснулся он и вопроса создания автоматизированной системы документооборота: «Если в админсудах эта система существует, есть компьютеры, программное обеспечение и ее нужно лишь совершенствовать, то проблемы нет. Сегодня есть процедура перераспределения средств с одной программы на другую. ГСАУ, как главный распорядитель, может обратиться в Минфин по поводу межпрограммного перераспределения денег. То есть можно уменьшить расходы на одну программу, перераспределить на другие, в том числе и на осуществление правосудия админсудами».
А.Ткачук добавил, что Минфин понимает: те средства, которые выделяются Фемиде, недостаточны. Но нужно учитывать реалии. «Мы пережили страшный в финансовом плане 2009 г., когда расходы, непосредственно связанные с содержанием судов, были сокращены на 70%. За год все вернуть невозможно, мы еще не пришли в себя от экономического кризиса. В этом году мы только приближаемся к уровню 2008-го», — отметил представитель Минфина.
По его словам, перераспределение — единственный выход, в частности за счет фонда оплаты труда. «Но оплаты труда не судей. На чем базируется наша позиция? При планировании бюджета расходы на оплату труда закладываются, исходя из плановой численности судей. Ни для кого не секрет, что сегодня есть много вакансий, поэтому происходит экономия заработной платы. Хочется эти средства направить на увеличение зарплаты, но есть определенные предостережения: если увеличивается зарплата, автоматически растет денежное обеспечение работающих судей. А это будет означать уменьшение расходов на другие коды. Поэтому стоит подумать, куда лучше эту экономию направить», — разъяснил А.Ткачук.
ССАС единогласно решила создать рабочую группу, оценить состояние админсистемы, выяснить, на что важнее выделить средства. Ведь, по словам некоторых из собравшихся, создание новых систем не отвечает требованиям времени, если судьи не обеспечены элементарными вещами.

Марина ЗАКАБЛУК