Закон і Бізнес


Резонанс без резонанса

Европа не стала давить на украинский суд и выторговывать свободу для экс-премьера


Правосудие, №41 (1028) 08.10—14.10.2011
ВАСИЛИЙ КОЛИШНЫЙ
2805

Чем меньше времени остается до вынесения приговора по «газовому делу», тем меньше бушуют страсти как внутри страны, так и за ее пределами. На прошлой неделе Парламентская ассамблея Совета Европы решила не обсуждать «дело Юлии Тимошенко», чтобы это не было расценено как давление на правосудие.


Европейское спокойствие

В день, когда завершились судебные дебаты в Печерском районном суде г.Киева в процессе по «газовому делу», Виктор Янукович находился в Варшаве на саммите восточного партнерства. Сторонники экс-премьера возлагали надежды на то, что встреча украинского Президента с европейскими коллегами пройдет под аккомпанемент громких заявлений о преследовании лидеров оппозиции. А если бы в Варшаве промолчали, оставалась бы надежда на поддержку европарламентариев, которые на прошлой неделе собрались на очередную сессию ПАСЕ.

В Польше о суде над Ю.Тимошенко вспомнили только на второй день саммита, да и тема эта была побочной. Президент Совета ЕС Херман ван Ромпей достаточно дипломатично «выразил обеспокоенность» делом экс-премьера и предостерег против избирательного использования судебной системы против оппозиции. В.Янукович успокоил: процесс не завершен, но в любом случае суд — независимая инстанция, вмешиваться в действия которой или давить на которую не может даже глава государства. То ли эти аргументы убедили европейских лидеров в справедливости украинской Фемиды, то ли из-за более весомых, геополитических соображений европейскую перспективу Украины уже не привязывали к приговору Ю.Тимошенко.

Так же спокойно восприняли возможное осуждение украинского экс-премьера и депутаты ПАСЕ. Сначала бюро ассамблеи не поддержало инициативу «народников», неоднократно выражавших свою симпатию лидеру ВО «Батьківщина», о срочных дебатах относительно Украины. В частности, глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев выразил убеждение, что любое обсуждение «дела Тимошенко» в ПАСЕ выглядело бы как попытка давления на украинский суд. Очевидно, такая позиция российских депутатов отражает изменение отношения Кремля к перспективе обвинительного приговора бывшему партнеру по газовым переговорам.

Наконец, украинский вопрос не внесли в повестку дня сессии ПАСЕ. Поэтому в Страсбурге европейские депутаты услышали лишь официальную позицию Киева, которую озвучил наш министр иностранных дел Константин Грищенко. Он отметил, что «газовое дело» засвидетельствовало «необходимость реформирования всей украинской судебной системы» и уголовного законодательства в частности. Однако речь не идет об избирательности правосудия, учитывая то, кто оказывается на скамье подсудимых за превышение власти. «Мы считаем, что в нашем обществе никто не должен быть над законом и ко всем в равной степени должны применяться все нормы и правила», — подчеркнул министр.

В то же время К.Грищенко сообщил, что украинский Президент внес в Верховную Раду проект закона относительно декриминализации так называемых хозяйственных преступлений. «Но речь не идет о решении какого-то отдельного вопроса. Необходимы всеобъемлющие изменения, которые декриминализируют целый ряд положений в уголовном законодательстве», — отметил дипломат.

На этом, собственно, дебаты и завершились. И хотя придирчивые журналисты неоднократно пытались вытянуть из европейских должностных лиц более «резонансные» ответы относительно европерспектив Украины в случае осуждения Ю.Тимошенко, политики дипломатично уклонялись от конкретных ответов.

Приговор без протестов

В Украине оценки того, как могут развиваться события после оглашения приговора, также обнадеживающие. Для власти. Проведенные опросы засвидетельствовали, что почти половина украинцев считают Ю.Тимошенко виновной в превышении полномочий при подписании газовых соглашений, а также что она действовала в личных и политических интересах.

В то же время, по результатам социологического исследования группы «Рейтинг», которые обнародовал заместитель директора Института политических технологий Олег Процак, в случае осуждения Ю.Тимошенко только 13% украинцев готовы выйти на акции протеста, в любом случае этого не будут делать более 60%. Если вспомнить, что во втором туре президентской гонки поддержка Ю.Тимошенко достигала 45%, такое падение рейтинга не позволяет прогнозировать каких-то серьезных протестов после объявления приговора. По словам политолога, «будет мобилизация сторонников, но это далеко не протесты общества, общество отстранилось, оно подсознательно готово к таким приговорам».

С одной стороны, простые украинцы традиционно считают, что любой представитель власти «зарабатывает» на должности больше, чем одну зарплату. С другой, как отмечал «ЗиБ», в стране с низким уровнем доходов у почти 80% граждан общество не станет на защиту интересов богатых. Другое дело, когда речь идет о собственной свободе. Поэтому попытки оппозиции поднять страну на протесты с помощью лозунгов о том, что завтра такое может произойти с каждым, разбиваются об общественное спокойствие: «Придут к тем, у кого миллионы, а с нас взять нечего».

Ставка на снисходительность

 В то, что Печерский райсуд оправдает экс-премьера, не верят даже самые убежденные ее сторонники. Политологи также прогнозируют, что «газовое дело» все же завершится обвинительным приговором и реальным наказанием. Конечно, если парламент не декриминализирует ст.365 Уголовного кодекса. Пока в проекте соответствующего закона эти цифры не значатся.

В то же время одним из общих условий применения экономических санкций вместо лишения свободы в проекте указывается штраф, который не может быть ниже размера нанесенных государству убытков. Как известно, по «делу Ю.Тимошенко» НАК «Нафтогаз України» предъявила гражданский иск на $1,5 млрд. В оппозиционном лагере заранее отрицают даже то, что есть желание собирать такие средства, чтобы вытащить своего лидера из тюрьмы. Да и европейские политики вряд ли заявят о своем желании «выкупить» свободу для Ю.Тимошенко.

К тому же декриминализация, по замыслу авторов проекта, должна касаться исключительно хозяйственных преступлений. А статья, по которой судят экс-премьера, касается преступлений в сфере служебной деятельности.

Как вариант политологи рассматривают также акт амнистии, прогнозируя, что Ю.Тимошенко выпустят на свободу ближе к выборам-2012. Учитывая то, что, по их оценкам, за решеткой она будет набирать больше рейтинговых баллов, чем на свободе. Этот компромиссный вариант если и имеет право на жизнь, то лишь при условии, что сама Юлия Владимировна согласится хлопотать о применении к ней амнистии. Однако, как отмечал «ЗиБ», при таких обстоятельствах ее рейтинг упадет еще больше и будет ниже, чем сейчас.

Вероятнее, что свое слово скажет апелляционная инстанция, которая может смягчить приговор и назначить условное наказание. Ведь если после 11 октября ни европейцы, ни украинцы (в своем большинстве) не станут требовать немедленного освобождения Ю.Тимошенко, то во время апелляционного процесса защита, наверное, сделает ставку именно на смягчение наказания, а не на возмущение общественности.