Закон і Бізнес


Несчастливая дюжина

Нардепы провалили 13 вариантов новых правил выборов ради одного


№41 (1028) 08.10—14.10.2011
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
2100

Еще накануне рассмотрения ряда проектов совершенствования избирательного законодательства стало понятно: шансы быть принятым имеет только один. Однако он в повестке дня на 4 октября не значился. Президентское видение нового формата Верховной Рады VII созыва будут рассматривать на следующей парламентской неделе —после получения заключения Венецианской комиссии.


Путь в сторону

 Прежде чем браться за решающий для своей судьбы законопроект, народные избранники расчистили ему путь, убрав преграды в виде других законодательных инициатив. В целом в повестку дня 4 октября включили все, что было наработано за последние 3 года, — три новых редакции закона «О выборах народных депутатов» и десяток изменений в действующую избирательную процедуру. Одну из новых редакций ее автор Игорь Шаров отозвал, остальные, прежде чем кануть в Лету, прошли парламентскую процедуру.

Поскольку оппозиция осознавала, что шансы на принятие ее предложений сводятся к нулю, время, отведенное для докладов, использовалось не для убеждения в преимуществах собственных наработок, а большей частью для критики оппонентов. Причем ораторов объединяло традиционное недовольство как «антинародной «мажоритаркой», которая заложена в президентском законопроекте, так и тем, что «большинство заинтересовано в фальсификации будущих выборов».

Среди идей, которые презентовали авторы, были и предложения о проведении парламентских выборов по пропорциональной системе в два тура или с «открытыми» списками и даже об установлении предельного возрастного ценза для кандидатов. Понятно, что при условии возвращения к смешанной системе выборов в ВР вносить изменения в действующий закон не было смысла. Поэтому во время голосования только один из проектов набрал больше сотни голосов.

Причем и эта инициатива, принадлежащая Юрию Ключковскому, содержит неоднозначные нормы. Согласно им часть нардепов должны были бы избирать по общегосударственному списку, который не может меняться, а часть — по «открытым» региональным, которые будут корректироваться с учетом поддержки избирателей. Чем такая сложная система демократичнее мажоритарной — трудно сказать. Однако за такое нововведение проголосовали почти полторы сотни оппозиционеров. Наверное, они думали, что таким образом можно забронировать себе место в следующем парламенте, даже не тратя сил на избирательную кампанию.

Представители большинства спокойно отнеслись к упражнениям в ораторском искусстве своих оппонентов. А под занавес назвали все инициативы оппозиции не заслуживающими внимания. Только один законопроект, по их мнению, является «действительно народным» — тот, который будет внесен Президентом. Правда, ознакомления с ним парламентариям придется подождать, поскольку глава государства намерен сначала получить заключение Венецианской комиссии по поводу наработок рабочей группы во главе с министром юстиции Александром Лавриновичем.

 Судьбоносные компромиссы

 Нетрудно предсказать, что сущест­венным изменениям президентская инициатива не подвергнется. Разве что будут усовершенствованы отдельные процедурные моменты. Правда, накануне Виктор Янукович пообещал представителям парламентских фракций, что те будут иметь возможность поработать с текстом документа и уже после этого сами внесут согласованный вариант на рассмотрение ВР.

Спикер Владимир Литвин также заверил коллег, что будут искать компромисс. Как это реализовать, если, по словам Председателя ВР, «каждая политическая сила... хотела бы получить преференции или подогнать под себя закон»? Причем для лидера «народников» новый закон будет иметь, без преувеличения, судьбоносное значение. Ведь, по прогнозам политологов, его политсила имеет небольшие шансы опять попасть в парламент, если проходной барьер повысят до 5%. Поэтому уже сегодня В.Литвин будет стараться как можно выше поднять цену своей «золотой акции» в нынешнем большинстве. Именно этим объясняется, в частности, то, как активно в последнее время он критикует Правительство за пренебрежительное отношение к парламенту.

Политологи допускают, что «народники» попробуют договориться с «регионалами» о снижении барьера до 3%. Однако весьма маловероятно, что ради спикера пренебрегут идеей укрупнения политических партий, на которую работает высшая планка допуска в парламент.

От избранной системы будет зависеть и объем расходов на проведение выборов. А ВР уже вскоре должна принять главный финансовый документ страны. «Регионалы» заверяют, что приложат усилия, чтобы принять избирательный закон до принятия госбюджета на 2012 год. То есть времени на дискуссии и договоренности не так уж много…