Закон і Бізнес


Защита от давления

ВР усилила санкции за вмешательство в правосудие и неуважение к Фемиде, а также обязала реагировать на обращения ССУ


Г.Каныгина: «Как член Совета судей, я приветствую принятие данного закона».

№3 (1145) 18.01—24.01.2014
АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА
3393

Верховная Рада ужесточила уголовное наказание за действия, направленные против судей и членов их семей, а также за проявление неуважения к суду. Кроме того, полномочия Совета судей подкреплены обязанностью тех или иных органов своевременно отреагировать на его обращение. Соответствующий закон был принят в целом 16 января.


Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан», как отмечают авторы проекта (№3879), имеет целью «усилить меры безопасности отдельных категорий лиц и объектов, ужесточить санкции за некоторые уголовные и административные правонарушения, установить дополнительные меры влияния для охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан».

В документе, в частности, конкретизируются составы правонарушений, которые будут подпадать под признаки вмешательства в деятельность судебных органов, и усиливается ответственность за такие действия. Так, согласно новой редакции ст.376 Уголовного кодекса штрафом в размере от 300 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 8500 грн.) или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 2 лет будут караться:

• незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственниках или членах семьи;

• распространение материалов или информации, носящих явно оскорбительный характер и демонстрирующих пренебрежение к судье или правосудию;

• давление, запугивание или вмешательство в какой-либо форме в деятельность судьи, совершенные с целью мести, препятствования исполнению судьей служебных обязанностей или с целью добиться вынесения неправосудного решения;

• публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий.

С 3 до 4 лет лишения свободы увеличено наказание за угрозы убийства, насилия или уничтожения либо повреждения имущества судьи, народного заседателя или присяжного, а также их близких родственников или членов семьи в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия. А намеренное нанесение этой категории лиц побоев, легких или средней тяже­сти телесных повреждений повлечет за собой от 3 (раньше нижняя граница не устанавливалась) до 7 лет тюрьмы.

Кроме того, уточнена процедура привлечения к админответственности за неуважение к суду. Для этого во все процессуальные кодексы внесено разъ­яснение, что соответствующее постановление принимается тем же судом без составления протокола об административном правонарушении. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит.

Комментируя для «ЗиБ» принятие данного закона, член Совета судей, судья Верховного Суда Галина Каныгина отметила, что «судьи как носители судебной власти, должны быть защищены государством, и, когда человек обращается в суд, он должен знать, что закон защищает судью, следовательно, у последнего есть обязанность защитить права того, кто к нему обращается».

Г.Каныгина напомнила, что ССУ неоднократно ставил вопрос о необходимости усилить защиту судей, но на его обращения не реагировали. Новый закон предусматривает обязанность тех, к кому обратился ССУ, дать ответ и совершить определенные действия. Например, ст.127 закона «О судоустройстве и статусе судей» дополнена положением, которое определяет, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан, которым направлено обращение Совета судей Украины по вопросам обеспечения безопасности судей, обязаны в течение 10 дней со дня его получения рассмотреть и дать письменный ответ». Если же это невозможно, то срок рассмотрения обращения не может превышать 30 дней со дня его получения. «Таким образом, теперь наши полномочия подкреплены обязанностями тех, к кому обращается ССУ, поскольку согласно действующему законодательству ССУ — единственный орган, имеющий право активно защищать судью», — отметила Г.Каныгина.

Что касается усиления ответственности за вмешательство в осуществление правосудия, в частности за распространение информации личного характера о судье и членах его семьи, то, по мнению члена ССУ, использование таких методов недопустимо. Ведь распространение такой информации может влиять на без­­опасность судей. «Есть законные способы привлечения судей к ответственности за незаконные действия или решения», — отметила Г.Каныгина. «Если кто-то из участников процесса считает, что решение незаконное, его можно обжаловать. А собирать определенные силы или круг людей под стенами суда и блокировать его работу в демократическом государстве недопустимо», — подчеркнула она. «Как член Совета судей, я приветствую принятие данного закона», — подытожила Г.Каныгина.

Добавим, что данным законом также предусмотрено усиление уголовной ответственности за намеренное неисполнение решения суда. По мнению экспертов, новация станет дополнительной гарантией для граждан, обращающихся в суд за защитой своих прав и интересов.