Закон і Бізнес


«Он вышел родом из народа»

Конституция не запрещает общине решать, кто будет руководить судом, но эксперты сомневаются в целесообразности таких изменений


Члены Комитета ВР по вопросам правовой политики в законопроекте о выборности руководителей судов не нашли норм, которые бы противоречили Конституции.

№52 (1142) 28.12—03.01.2014
МАЙЯ БАЙРАК
3220

Народные избранники взялись за внесение изменений в законы относительно выборности прокуроров, судей и милицейских руководителей. Правда, не все предложения совпадают с положениями Конституции. В чем именно заключаются расхождения, объясняли члены Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики.


Выберите себе прокурора

Идеи о том, чтобы прокуроров, судей и сотрудников милиции выбирал народ, появляются в парламенте каждый раз, когда нарастает волна недовольства действиями представителей упомянутых профессий. В итоге регистрируются законопроекты, в которых предлагается усилить контроль над назначением указанного круга лиц. Основное требование — выборность. Так, и на очередном заседании члены Комитета ВР по вопросам правовой политики рассматривали поданные нардепом Сергеем Соболевым законопроекты относительно выборности прокуроров (№2563а), руководителей подразделений милиции (№2562а) и судей (№2564а).

В первых двух документах автор предлагает передать часть полномочий ВР. Речь идет, в частности, об установлении штатной численности работников центрального аппарата Министерства внутренних дел и органов прокуратуры. Однако, обратили внимание члены комитета, полномочия парламента, как и полномочия Президента, определяются Конституцией. Следовательно, любые попытки откорректировать распределение властных полномочий иным способом противоречат нормам акта высшей юридической силы. В заключении, которое зачитал председатель комитета Валерий Писаренко, сказано, что «установление полномочий ВР не может быть предметом регулирования законов Украины».

А вот в проекте относительно выборности судей члены комитета не нашли того, что противоречит Основному Закону. Хотя идею эту уже не раз ставили под сомнение международные эксперты. Ее даже критиковали, указывая на абсурдность и несоответствие европейским стандартам. В частности, правоведы сомневались: способны ли избиратели, большинство из которых не имеют юридического образования, дать надлежащую оценку профессиональности и компетентности того или иного судьи (прокурора, милицейского руководителя)? В таком случае граждане, скорее всего, будут руководствоваться собственными пристрастиями, что повлечет за собой субъективный выбор.

Что касается выборности руководителей судов, то высказывалось такое мнение: это не что иное, как «возвращение к феодальным принципам организации местной власти и государственного управления», а значит, как утверждают юристы, может грозить заполитизированностью судов.

Неоправданной считают идею выборности и эксперты Центра политико-правовых реформ. Они апеллируют к тому, что любая избирательная кампания стоит денег, которые победитель выборов впоследствии захочет вернуть. К тому же, по их мнению, «рядовые граждане стараются держаться подальше от так называемых правоохранительных органов, большинство членов территориальной общины не знают руководство милиции и прокуратуры ни по фамилиям, ни в лицо». Таким образом, голосование вслепую повысит уровень коррупции. Кроме того, «очень вредной идеей» называют выборность и эксперты Венецианской комиссии, на заключения которой часто ссылается С.Соболев.

В конечном итоге позитивное заключение комитета относительно проекта еще не означает принятия последнего как закона.

Спецмилиция: упразднить и запретить

Среди проектов, которые рассматривало парламентское подразделение, большинство получили позитивные заключения. В частности, и инициатива члена комитета, внефракционного Сергея Мищенко. В проекте №3720 он предлагает не только ликвидировать специальные подразделения милиции, но и запретить их создание. При этом автор считает, что нужно исключить и часть ст.7 «Закона о милиции», в которой речь идет о создании спецподразделений милиции для обеспечения порядка на объектах и территориях, имеющих особо важное народно-хозяйственное значение или пострадавших от стихийного бедствия, экологического загрязнения, катастрофы. В то же время альтернативы нардеп не предлагает.

Как показала повестка дня заседания комитета, вопрос относительно милиции наболевший для многих нардепов. Парламентарии рассмотрели несколько проектов о внесении изменений в закон «О милиции», которыми предлагается усилить требования к отбору, подготовке и расстановке кадров в органах внутренних дел (№3091), о введении специальных идентифицирующих личность милиционеров маркировок при использовании ими шлемов и других средств личной защиты (№3110). Члены парламентского подразделения обратили внимание на то, что нормам Конституции упомянутые документы не противоречат, однако дальнейшую их судьбу будут решать профильные комитеты.