Закон і Бізнес


Тонкая грань подарка


рис. Геннадия Назарова

№34-35 (1021-1022) 24.08—02.09.2011
3786

Отличить подарок от взятки довольно трудно, поэтому вопрос получения и передачи подарков публичными служащими регулируется законодательно. Где эту тонкую грань провели отечественные парламентарии, объяснили специалисты Минюста.


Обязательное декларирование подарков лицами, занимающими политические должности, а в некоторых государствах — всеми публичными служащими, введено на законодательном уровне в ряде стран Европы. Так, в Польше обязательность декларирования подарков предусмотрена для лиц, занимающих политические должности, а также выборные должно­сти в местных органах власти, в Венгрии — для членов парламента, в Великобритании, Испании и Германии — для членов правительства и лиц, занимающих политические должности, а в Латвии — для всех публичных служащих.

Довольно долго велись острые дискуссии по поводу того, как урегулировать данный вопрос на законодательном уровне в нашей стране: запретить вообще принимать подарки; разрешить только подарки, стоимость которых не превышает установленную; обязать передавать в орган государственной власти, где работает публичный служащий, все подарки или лишь те, цена которых выше определенной, и регистрировать их получение и т.п.

Наконец в урегулировании вопро­са получения подарков лицами, упол­номоченными на выполнение функций государства, был достигнут компромисс, который нашел свое отражение в законе «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».

Так, в соответствии с ч.1 ст.8 закона лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, и некоторым приравненным к ним лицам запрещается принимать подарки (пожертвования) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, которые принимаются, совершаются как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами, то есть в форме так называемой завуалированной взятки. Кроме того, категорически запрещается принимать любой подарок (пожертвование) от подчиненного лица.

По закону, публичным служащим разрешено принимать подарки, которые отвечают общепризнанным представлениям о гостеприимстве, и пожертвования, кроме случаев, предусмотренных ч.1 этой статьи, если стоимость таких подарков (пожертвований) не превышает 50% минимальной заработной платы, установленной на день принятия подарка (пожертвования), однократно, а совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного источника на протяжении года, — одной минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.

Такое ограничение стоимости не распространяется на подарки, подаренные близкими людьми. Близкими людьми закон определяет супругов, детей, родителей, родных братьев и сестер, дедушку, бабушку, внуков, усыновителей, усыновленных, а также других лиц при условии их постоянного проживания вместе с субъектом ответственности за коррупционные правонарушения.

Следовательно, в этом случае речь идет не только о близких людях субъекта ответственности за коррупционные правонарушения, с которыми он связан официальными родственными узами, но и о других членах его семьи при условии, что они проживают вместе и ведут общее хозяйство, как это предусмотрено ч.2 ст.3 Семейного кодекса, согласно которой семью составляют совместно проживающие лица, связанные общим бытом, имеющие взаимные права и обязанности.

Подарками не считаются обще­до­ступные скидки на товары, услуги, общедоступные выигрыши, призы, премии, бонусы.

Учитывая требования закона, к личным подаркам относятся подарки, полученные от близких людей, старых друзей и добрых знакомых, которые дарят подарки по случаю, например, дня рождения, юбилея или общепризнанного праздника (Нового года, Международного женского дня, Дня защитника Отечества) при условии, что их подарки не будут влиять на принятие публичными служащими правомерных решений, а также не будут создавать впечатление, что это может влиять на их решения.

К подаркам, которые разрешено будет принимать публичным служащим, могут относиться и деловые подарки (сувениры), и проявление гостеприимства (приглашение на кофе или ужин) в скромных масштабах, которые широко используют для налаживания хороших деловых отношений и укрепления рабочих отношений.

Однако условиями принятия таких подарков и проявлений гостеприимства является опять же то, что такие подарки и проявления гостеприимства не будут постоянными, не будут влиять на принятие публичными служащими решений или создавать впечатление, что это может влиять на их решения.

Важное требование закона — установление обязанности передавать подарки, полученные как подарки государству, то есть врученные во время визитов, торжеств, других официальных мероприятий, в тот орган государственной власти, в котором работает публичный служащий, в порядке, установленном Кабмином. Поэтому данный вопрос будет окончательно урегулирован после принятия Правительством решения об утверждении порядка передачи подарков лицами, уполномоченными на выполнение функций государства.