Закон і Бізнес


Предпринимательский надзор


№34-35 (1021-1022) 24.08—02.09.2011
2639

В ближайшее время органы государственной власти смогут требовать получения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей не извлечений, а данных в электронном виде.


С соответствующей инициативой в Верховную Раду обратился Кабмин, подав законопроект «О внесении изменений в ст.20 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физиче­ских лиц — предпринимателей» (№9056).

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, во время проведения контрольных мероприятий органы государственной контрольно-ревизионной службы часто сталкиваются с проб­лемой качественного отбора объектов контроля для осуществления ревизий, государственных финансовых аудитов и проверок государственных закупок, в деятельности которых может возникнуть риск финансовых нарушений.

Также Государственная финансовая инспекция во исполнение задач, определенных действующим законодательством, должна получать информацию о подконтрольных ей учреждениях, в частности сведения об их наименовании, организационно-правовой форме, адресах, отделенных подразделениях, органах правления, руководящих лицах, об отсутствии по месту нахождения, о пребывании в состоянии ликвидации и т.п. Данная информация содержится в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

На данный момент органам ГКРС предоставлено право получать от специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации сведения, содержащиеся в реестре, лишь в виде извлечений и справки о наличии или отсутствии в реестре запрашиваемой информации.

В то же время, как отмечают правительственные чиновники, под­контрольными органами ГКРС являются около 100 тыс. предприятий, учреждений и организаций, большинство из них находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или же были недавно созданы.

«Уточнение такого массива информации путем подачи запросов в специально уполномоченный орган по вопросам государственной регистрации в установленном законом порядке является невозможным. Указанное приводит к тому, что Госфин­инспекция не владеет достоверной информацией о подконтрольных ей предприятиях, учреждениях и организациях, например в части подтверждения их существования», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, учитывая сроки получения органами ГКРС извлечений из реестра после направления запросов в отдельные учреждения, данная информация может потерять актуальность при проведении срочных контрольных мероприятий, участии в судебных заседаниях и т.д., отмечают в Кабинете Министров.

Таким образом, в Кабмине пришли к выводу, что существующая форма получения информации не позволяет органам ГКРС для осуществления государственного финансового контроля проводить аналитическую работу по отбору объектов, в деятельности которых могут возникнуть риски.

Кроме того, в Правительстве отмечают, что Госфининспекция является участником проекта «Модернизация государственных финансов», предусмат­ривающего создание информационно-аналитической Системы управления государственными финансами, пользователями которой будут распорядители и получатели бюджетных средств, органы исполнительной власти, организации и учреждения, которые осуществляют деятельность, связанную с управлением государственными средствами. Одним из важных этапов создания СУГФ является совершенствование подходов к планированию контрольно-ревизионной работы с помощью внедрения механизма отбора объектов для государственного финансового контроля. А значит, Госфининспекция нуждается в достоверной информации о подконтрольных учреждениях.

Введение процедуры получения Госфининспекцией информации из реестра позволит сформировать актуальную сеть подконтрольных органам ГКРС предприятий, учреждений и организаций, это в свою очередь даст возможность осуществлять предварительный анализ подконтрольных учреждений, проводить с помощью СУГФ их качественный отбор на основе оценки рисков. Также инициаторы изменений убеждены, что принятие закона сократит количество малоэффективных контрольных мероприятий, повысит результативность, осла­бит фискальное давление на субъекты хозяйствования и уменьшит вмешательство государства в их работу.