Закон і Бізнес


Меморандум в помощь

Валерия ЛУТКОВСКАЯ: «Уполномоченный не является сегодня активным игроком на поле уголовной юстиции»


В.Лутковская и А.Вишневский считают, что подписание меморандума поможет обычным гражданам в реализации их прав.

№50 (1140) 14.12—20.12.2013
АЛИНА АЛЕКСАНДРОВА
15379

Координационный центр по предоставлению правовой помощи Министерства юстиции и уполномоченный ВР по правам человека подписали Меморандум о сотрудничестве. Цель — «консолидация усилий, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека, в частности права на бесплатную правовую помощь». Подписание меморандума состоялось 10 декабря во время круглого стола, приуроченного к 65-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека. Собственно, именно защите прав и свобод человека в свете принятия нового УПК и особенно последних событий и было посвящено мероприятие.


Сотрудничество во имя прав и свобод

Как известно, с начала этого года в Украине стали работать центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи. Пожалуй, впервые государство целенаправленно и системно инвестирует в защиту, и в стране появилась настоящая армия государственных адвокатов, которые назначаются не следователем или судом, а центрами по оказанию БПП. Естественно, не все пока идет гладко, и правоохранители порой по-прежнему работают по старинке.

Скажем, мониторинг деятельности право­охранительных органов, проведен­ный омбудсменом в рамках реализации национального превентивного механизма, продемонстрировал системный характер нарушений права задержанных на защиту. В частности, речь идет о неинформировании или несвоевременном информировании центров БПП, недопуске адвокатов к участию в деле и т.д. Аккумулирование усилий двух правозащитных публичных институтов, по мнению авторов меморандума, должно способствовать лучшей реализации прав граждан на равный и свободный доступ к бесплатной правовой помощи в уголовных производствах.

«Подписание такого меморандума в 65-ю годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека является поводом напомнить всем нам о чести каждого человека, неотъемлемости и взаимозависимости его основополагающих прав, а также о необходимости защищать его права», — отметила уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская. Директор Координационного центра по предоставлению правовой помощи Андрей Вишневский поблагодарил омбудсмена за инициирование подписания документа и подчеркнул его знаковость. «Этот документ является ответом на вызов момента, который требует объединения усилий правозащитных институтов для защиты прав человека, в частности в уголовном процессе. Система бесплатной правовой помощи, которая функционирует в Украи­не уже почти год, сейчас демонстрирует способность создать внутреннее давление, необходимое для гуманизации и дальнейшего реформирования системы уголовной юстиции», — заявил А.Вишневский.

Сотрудничество в рамках меморандума будет осуществляться по нескольким направлениям, среди которых — мониторинг состояния обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на БПП, изучение случаев, которые могут свидетельствовать о нарушении этих прав, анализ причин таких нарушений, их последствий и т.д.

Не игрок, а наблюдатель

После церемонии подписания документа участники круглого стола обсудили гарантии и возможности защиты прав и свобод граждан в свете норм нового УПК. Тема казалась особенно актуальной на фоне разворачивающихся в стране событий, и, естественно, присутствующие не могли обойти их молчанием.

Например, В.Лутковская рассказала, что посещала задержанных после событий 1 декабря на ул. Банковой в Больнице скорой медицинской помощи и, по ее словам, никаких жалоб по поводу оказания медицинской помощи с их стороны не было. «Могу констатировать, что медики сработали абсолютно эффективно… Труд врачей в этом случае заслуживает исключительной благодарности», — подчеркнула В.Лутковская. Замечаний по поводу обращения конвоя, по ее словам, тоже не было. Правда, поначалу задержанные не могли встретиться с адвокатами, но вскоре этот вопрос был решен.

«К счастью или к несчастью, уполномоченный не является сегодня активным игроком на поле уголовной юстиции. В соответствии с положениями нового УПК только адвокат имеет право представлять интересы лица в ходе уголовного производства и только суд может определять вину или невиновность лица или меры, которые могут быть применены к нему во время досудебного следствия. Однако у нас есть возможность осуществлять эффективный парламентский контроль за соблюдением прав человека в ходе уголовного производства через выполнение функций наблюдателей и соответствующее реагирование на зафиксированные нарушения. А если будет выявлена системная проблема в реализации этих прав, мы можем обратиться с предложениями в парламент, чтобы усовершенствовать действующий Уголовный процессуальный кодекс», — отметила В.Лутковская и добавила, что на всех уголовных процессах, связанных с последними событиями, присутствуют наблюдатели от омбудсмена, в частности при рассмотрении апелляционных жалоб на решения Шевченковского районного суда г.Киева.

При этом В.Лутковская призвала всех пострадавших от «Беркута» предоставлять в офис уполномоченного копии их обращений в прокуратуру. Это, по ее мнению, поможет идентифицировать виновных. Мол, руководители определенных подразделений точно знали, какие роты, батальоны выходили на Майдан Независимости в ту ночь, но, чтобы опознать милиционеров, нужны заявления от конкретных людей. По ее словам, важно каждое обращение потерпевших, чтобы довести дело до конца. В.Лутковская также отметила, что взяла под личный контроль дело 9 человек, задержанных после событий на ул. Банковой.

При этом информация, поступающая в офис омбудсмена, не всегда подтверждается. Например, по словам представителя уполномоченного по вопросам реализации национального превентивного механизма Юрия Белоусова, после того, как появились данные о том, что в токсикологическом отделении БСМП находятся 20 студентов, его люди немедленно отправились в больницу, но «вызов» оказался ложным — студентов там не было. Не подтвердилась и информация о массовых задержаниях молодых людей на железнодорожном вокзале.

Посетитель, свидетель или задержанный?

В последние дни тема предоставления бесплатной правовой помощи звучит особенно злободневно. К сожалению, по словам Ю.Белоусова, милиция по-прежнему не всегда своевременно информирует центры о задержании людей. Эту же проблему затронул и заместитель руководителя департамента по вопросам реализации НПМ секретариата уполномоченного ВР по правам человека Петр Грибан. «Сотрудники правоохранительных органов не усвоили одной простой истины: информировать центр необходимо сразу же после задержания человека. Есть факты, когда людей держат по 12 часов в помещениях, не приспособленных для этого, проводят с ними следственные действия — и опознание, и осмотр места происшествия. Мы такие факты выявляем и в отчетах об этом говорим. Но потихоньку до сознания сотрудников правоохранительных органов стало доходить, что надо действовать по-новому, потому что рано или поздно придется отвечать за то, что они не выполнили должным образом требования УПК», — сказал П.Грибан.

Ю.Белоусов тоже считает, что в этой сфере наметилась позитивная тенденция — после того, как был решен существова­вший конфликт интересов, когда расследовавшие производства правоохранители сами должны были информировать цент­ры. Теперь сообщать центрам о задержании, помимо милиции, имеет право сам человек или его родственники.

А.Вишневский согласен с Ю.Бело­усо­вым в том, что проблема с информированием центров сейчас в какой-то мере отошла на второй план. Правда, при этом системный характер приобрела проблема «скрытых» задержаний. «Мы сталкивались с тем, что лицо фактически задерживали, и в понимании УПК это, безусловно, было задержанием, но не в понимании органов внутренних дел. Они даже юридически пытались это оформить — например, регистрировали задержанных в журнале посетителей и не составляли протокол о задержании или пытались получить информацию от человека как от свидетеля для того, чтобы собрать доказательства и позже предъявить ему подозрение», — рассказал А.Вишневский.

По словам адвоката из Житомира Евгения Гришина, несмотря на изменившиеся правила игры, судьи, увы, до сих пор демонстрируют некоторую предвзятость. «К сожалению, мы не выступаем в процессе равноправной стороной, как это преду­смотрено принципами уголовного процесса, и судья не является независимым арбитром, он в большинстве случаев встает на сторону обвинения. Так, ст.206 дает возможность обратиться к судье за защитой лица, права которого нарушены. Но могу отметить, что следственные судьи часто не знают, как вести себя, когда адвокат апеллирует к этой статье УПК. По данной статье еще нет разъяснений высших, апелляционных судов, и судьи местных судов пока боятся ее применять».

При этом Е.Гришин отметил, что в целом УПК он доволен и менять что-то в кодексе не нужно. «УПК дал адвокатам много достаточно эффективных инструментов… Адвокаты БПП сейчас уже не боятся ссориться с теми же правоохранительными органами, судьями, они научили себя уважать».