Суд признал, что декларация о независимости превалирует над конституцией
Румынское население Молдовы с радостью встретило решение КС.
Конституционный суд Молдовы принял решение, которое уже назвали историческим. Он признал, что государственным языком является не молдавский, как это записано в основном законе страны, а румынский. Критики считают, что аргументация суда может быть использована для того, чтобы вообще поставить под сомнение молдавскую государственность.
«Лимба матернэ»
Статус молдавского языка давно является предметом спора, однако он носит скорее политический, нежели лингвистический характер. Язык — один из важных аргументов в противостоянии двух концепций — молдовенизма (отстаивания самостоятельности молдавского государства, этноса и языка) и унионизма (считается, что Молдова — часть Румынии и населяют ее румыны, говорящие по-румынски). По мнению первых, конституционный статус молдавского языка способствует сохранению самобытности молдавского народа и самостоятельности государства. Те же, кто отказывает Молдове в собственном языке, зачастую отрицают и существование молдавского этноса и государства. Сторонники последней точки зрения в настоящее время представлены во власти, однако основная часть населения к унионистским лозунгам относится без особого энтузиазма.
В ходе последней переписи населения, проводившейся в 2004 году (Приднестровье в ней не участвовало), большинство жителей страны — около 75% — назвали себя молдаванами и всего 2% — румынами. При этом молдавский язык назвали родным («лимба матернэ») примерно 60%, а румынский — около 16% населения.
Большинство современных лингвистов не выделяют отдельно молдавский язык, считая его одним из диалектов румынского. В качестве государственного в конституции страны указан «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики», однако фактически он идентичен литературному румынскому языку.
К тому же румынизации Молдовы способствовала активная раздача местным жителям румынских паспортов (молдавское законодательство допускает двойное гражданство). По имеющимся данным, с 1991 по 2012 год от молдаван поступило около 400 тыс. таких заявок, большинство из них — около 320 тыс. — были удовлетворены. В парламенте Румынии предлагали распространить ее гражданство вообще на все молдавское население, однако до принятия соответствующего закона дело не дошло. Вероятно, в Бухаресте учли опасения, существующие по этому поводу в ЕС.
«Плоды подлой идеологии»
Официально переименовать государственный язык в румынский местные политики пытаются уже давно. Успех же принесло обращение в Конституционный суд Молдовы. Весной и осенью этого года туда поступили запросы от депутатов Либеральной, а также Либерал-реформаторской партии (вторая образовалась в результате раскола первой).
Суд запросил мнение президента Молдовы Николае Тимофти, а также местной академии наук. Президент ответил, что «научное название языка ясно» и что оно «остается проблемой политического характера». Ранее глава республики заявлял, что жители Молдовы говорят по-румынски, но из-за упоминания в конституции молдавского языка вынуждены «жить, опираясь на ложь». Он также добавил, что «румынская нация организована в два государства — Румыния и Республика Молдова» и что в последней в настоящее время «пожинают плоды подлой идеологии, которая распространялась на протяжении десятилетий и основывалась на концепции двух наций, двух языков».
В свою очередь академия наук ответила суду, что государственным языком страны должен быть назван румынский. При этом допустила, что «молдавский язык из ст.13 Конституции» может быть приравнен к румынскому.
Суд в итоге требования депутатов поддержал. В КС решили, что Декларация о независимости Молдовы, принятая в 1991-м (в ней упоминается постановление парламента 1989 года о государственном статусе румынского языка), важнее основного закона, где упомянут молдавский язык. «Декларация о независимости является неотъемлемой частью конституции. В случае расхождений текст декларации превалирует», — заявил председатель КС Александр Тэнасе.
Агентство Omega отмечает, что большинство членов КС Молдовы (четверо из шести), включая и его председателя, имеют румынское гражданство.
Использованная судом аргументация сама по себе вызывает опасения у некоторых экспертов. КС фактически признал, что верховным законом страны является не конституция, а декларация о независимости, которая, по мнению некоторых экспертов, представляет собой «документ эмоциональный и политический, наполненный историко-мифологическими конструкциями». В ней, в частности, идет речь о советской оккупации Молдовы, а также о том, что «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов (мирные соглашения, в результате которых Бессарабия отошла к Российской империи. — Прим. Lenta.ru) противоречат историческому и национальному праву». Гипотетически, как полагает Moldnews, суд теперь может отменить саму независимость и вернуть страну Румынии.