Закон і Бізнес


Неистребимое зло

Во многих органах власти ФРГ сотрудников стараются менять чаще, чтобы не возникло соблазна брать взятки


В октябре в центре одного из коррупционных скандалов оказалась партия ХДС Ангелы Меркель, получившая «взнос» в €690 тыс. от совладельцев концерна BMW.

№49 (1139) 07.12—13.12.2013
ВОЛЬФГАНГ ДИК, АНДРЕЙ ГУРКОВ, Deutsche Welle
3465

Число раскрытых в ФРГ коррупционных преступлений за последние годы утроилось. Следователи объяснили, как они этого добились и в чем им помогли ученые и общественность.


Наука взялась за взяточников

На первый взгляд, данные Федерального ведомства по уголовным делам кажутся пугающими. Если в 2007 г. в Германии было зафиксировано 9554 случая подкупа, злоупотребления служебным положением и растраты, то в 2011-м их количество возросло до 46795. Это что же, в ФРГ — всплеск коррупции?

«Просто мы стали раскрывать намного больше преступлений, поскольку все активнее и все лучше осуществляем конт­роль», — рассказали Deutsche Welle Кристиан Фоскюлер и Франц-Йозеф Мойтер, следователи из ведомства по уголовным делам Северного Рейна—Вестфалии. Именно здесь больше всего совершается и раскрывается коррупционных преступлений.

Эффективность борьбы с коррупцией в Германии в последние годы заметно возросла. Этому способствовали и увеличение штатов в полиции и прокуратуре, и создание телефонных горячих линий для анонимных сообщений, и более тесное взаимодействие криминальной и налоговой полиции, и расширение сотрудничества в рамках всего Евросоюза. Большую помощь оказала и наука: ученые теперь намного больше знают об условиях, порождающих коррупцию, и методах тех, кто подкупает и кого подкупают.

Выяснилось, например, что готовность чиновника принять взятку начинает возрастать после двух лет пребывания в должности. Поэтому теперь во многих городских и коммунальных органах власти стараются чаще менять сотрудников, отвечающих за распределение крупных заказов или выдачу важных разрешений.

Другой вывод ученых: в Германии участники коррупционных сделок, как правило, давно и хорошо знают друг друга, спонтанные решения «сунуть» взятку возникают крайне редко.

Бизнес платит чаще

Вообще, в ФРГ случаев коррупции в органах государственного и местного управления куда меньше (35% от общего числа), чем в частном бизнесе (56%). На правоохранительные и судебные органы приходится всего 8%, на политиков разных уровней — лишь 1%.

Неподкупность абсолютного большинства немецких чиновников объясняется, помимо прочего, угрозой в одночасье потерять разнообразные льготы, в том числе полностью лишиться пенсии. А вот бизнесмены, дающие взятки, «часто даже не воспринимают свои действия как противоправные», посетовал К.Фоскюлер.

Собеседники Deutsche Welle не смогли назвать некий средний размер взятки в Германии. Зато Федеральное ведомство по уголовным делам дало приблизительную оценку того ущерба, который наносит стране коррупция: в 2012 г. он составил приблизительно €276 млн. По сравнению с ВВП это достаточно скромная сумма.

Да и международная неправительственная организация Transparency International считает, что уровень коррупции в Германии относительно низкий. В рейтинге «Индекс восприятия коррупции 2013» ФРГ поднялась с 13-го на 12-е место, приблизившись к десятке самых некоррумпированных государств мира.

Помогли громкие скандалы

Улучшению ситуации способствовали и ужесточение законодательства на нацио­нальном и общеевропейском уровнях, и все более нетерпимое отношение к коррупции широких слоев общества. А это прямой результат как последовательной разъяснительной работы государства и СМИ, так и целого ряда громких коррупционных скандалов, вызвавших всеобщее возмущение.

За всеми этими скандалами последовали судебные процессы, тюремные сроки, отставки политиков и топ-менеджеров, многомиллионные штрафы, зап­лаченные промышленными предприятиями. Если сегодня выяснится, что какая-то немецкая фирма давала взятки иностранным партнерам, она понесет весьма серьезный материальный ущерб, а также сильно пострадает ее репутация.

Однако следователи ведомства по уголовным делам Северного Рейна—Вестфалии не питают иллюзий: далеко не все немецкие фирмы перестали давать взятки за рубежом. Да и в самой Германии многие коррупционные сделки по-прежнему остаются нераскрытыми — и ненаказанными.