Закон і Бізнес


Новая философия кодекса

Юристы уверены, что УПК можно считать адвокатским


№47 (1137) 23.11—29.11.2013
МАРИЯ ОПРЕНКО
14328

Форум Ассоциации юристов Украины прошел под знаком годовщины действия нового Уголовного процессуального кодекса. Адвокаты отметили, что УПК обеспечивает равенство сторон в процессе и расширяет полномочия защиты. Дискуссионным стал, в частности, вопрос допустимости доказательств.


«Система с человеческим лицом»

Открывая форум, председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики Валерий Писаренко остановился на анализе тех изменений, которые произошли с началом реформы уголовной юстиции. «Мы считаем УПК революционным документом. Надеемся, что он еще многое изменит в нашей правовой системе», — заявил депутат. Парламентарий считает, что, несмотря на скептическое отношение к реформе некоторых лиц, статистика за время действия нового кодекса говорит сама за себя. По его мнению, принятие нового УПК — это наиболее значимая реформа, которая проводится в правовой системе страны.

Цифры, приведенные В.Писаренко, в первую очередь свидетельствуют о гуманизации уголовно-правовой системы. Ведь увеличилось количество мер пресечения, не связанных с арестом. Так, согласно озву­ченным данным, 12% от количества всех избранных мер пресечения — это домашний арест. Достаточно активно применяется залог, однако по-прежнему чаще всего избирают такую меру пресечения, как личное обязательство.

«Мы создали документ, который Россия, Казахстан и Польша уже берут за основу как пилотный проект для проведения реформ», — сообщил председатель комитета. По его оценкам, Украина — одна из немногих стран, «где на смену прокурорскому кодексу пришел адвокатский».

В.Писаренко отметил, что парламент не планирует вносить изменения в УПК, кроме тех, которые содержатся в проекте нового закона «О прокуратуре». С принятием этого документа, уверен нардеп, «страна получит еще более гуманизированную систему с человеческим лицом». Хотя и не исключает, что при наличии определенных проб­лем в практике применения кодекса ВР придется внести некоторые поправки. Однако, как подчеркнул В.Писаренко, «неизменной должна оставаться философия кодекса, его гуманитарная направленность и прогрессивность».

ВКДКА — надежный партнер

Одновременно с первым годом действия нового УПК адвокатское сообщество отмечает годовщину вступления в силу закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Об этом напомнил председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатов Валентин Загария.

Он обратился к коллегам с просьбой сообщать о нарушении закона, а также о других проблемах, мешающих адвокатам исполнять свои профессиональные обязанности. «Все вопросы я беру на личный контроль и буду стараться помочь адвокатам всеми возможными способами», — заверил председатель ВКДКА.

Среди позитивных моментов реформы он отметил то, что ст.2231 КоАП предусмотрено взыскание штрафа за нарушение права адвоката на адвокатский запрос. «Сотрудничая, мы имеем уже 7 прецедентных решений, где действительно наложены взыскания на должностных лиц, препятствовавших деятельности адвокатов», — сообщил В.Загария. В своей речи руководитель ВКДКА отметил, что комиссия, ее аппарат и руководство всегда стоят на защите гарантий адвокатской деятельности, предусмотренных ст.23 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Он также добавил, что в случае необходимости будут использованы все механизмы для предоставления квалификационной поддержки адвокату и приняты все необходимые меры для его защиты.

Перекрестный допрос: слово адвокату

«Критиковать суд — это наше национальное развлечение. И мы, адвокаты, таким образом прячем свои огрехи как стороны защиты» — такими словами начал свою речь Ярослав Зейкан. Этот опытный адвокат, конечно же, знает много примеров из практики. В своем докладе он говорил, в частности, об уголовных делах, которые вели выдающиеся адвокаты Европы и США.

Но больше всего Я.Зейкана волновал вопрос о возможности проведения перекрестного допроса во время судебного расследования. По его мнению, наши суды еще не внедрили такую практику. «Иногда во время судебного расследования судьи упрекают адвокатов, якобы те своими перекрестными допросами посягают на ведение процесса. Словно берут на себя полномочия суда», — рассказал Я.Зейкан. Однако он убежден, что это ошибочное утверждение, поскольку перекрестный допрос — лишь часть процесса, в котором непосредственно председательствующим остается судья. Исходя из природы защиты, Я.Зейкан уверен: суд не должен мешать ведению перекрестного допроса, что, кстати, предусмотрено европейской конвенцией. «Во время такого допроса нередко решаются вопросы дискредитации свидетеля и его показаний. А это, безусловно, влияет на установление истины в деле», — в завершение отметил адвокат.

Прокуратура тоже учится

Вопрос установления истины в деле волновал и представителя Генеральной прокуратуры Юрия Севрука. Свой доклад он начал с того, что привел статистические данные, из которых видно, что день прокурора расписан по минутам. Ведь, имея в личном производстве около 70 дел, 30—35 из которых — в суде, «полсуток прокурор присутствует в суде в качестве государственного обвинителя, а полсуток должен разбираться с делами, находящимися на стадии досудебного расследования».

К тому же новый УПК, по мнению Ю.Севрука, изменил подход к собиранию доказательств. Возникают также вопросы относительно проведения негласных следственных действий. Ведь информация, которую получает следователь благодаря этому, в 30% случаев принимается судами как доказательства по делу. Представитель прокуратуры также отметил, что решение вопроса относительно следственных действий теперь зависит от их правильного обоснования. Если следственный судья будет считать, что проведение тех или иных действий необоснованно, он вправе отказать.

Несмотря на ряд проблем, возника­ющих во время досудебного расследования, Ю.Севрук отметил позитивное влияние нового УПК на уголовную юстицию. «Сейчас Генеральной прокуратурой поставлена задача неуклонно выполнять нормы кодекса. И эта задача выполняется. Учатся все: адвокаты, прокуроры, судьи. Но мы должны не забывать, что только плодотворное взаимодействие адвоката, следователя и прокурора поможет выполнить основную задачу уголовного процесса — установить истину в деле», — подытожил прокурор.

Первый год работы по новому УПК продемонстрировал другое лицо уголовной юстиции, уверенно ставшей на путь гуманизации. Надеемся, что ко второй годовщине уголовно-правовой реформы многие спорные вопросы и проблемы, возникшие во время так называемого тестового периода (в течение года) будут решены.

 

Прямая речь

Денис БУГАЙ, президент Ассоциации юристов Украины:

— Новый УПК оцениваю очень положительно, поскольку он действительно, как неформально говорят его разработчики, является «адвокатским». Я, в отличие от многих коллег, очень положительно оцениваю введение автоматического возбуждения уголовного производства. Мы получим механизм процессуального давления на следователя, который будет заставлять его двигаться дальше, а не составлять «отказные» постановления.

Однако, как мне известно, уже есть проблема, когда следователи не вносят заявления о совершении преступления в Единый реестр досудебных расследований. Как президент ассоциации я постоянно получаю сообщения от коллег о таких нарушениях. И, можно утверждать, что это тенденция последнего времени, потому что в начале работы по новому УПК такой проблемы не было. Следователи изобретают и другие способы отказать во внесении сообщений или заявлений о преступлениях. Однако и я, и мои коллеги будем настаивать на том, что такой практики быть не должно.

Еще одним позитивным моментом считаю введение должности следственного судьи. Постоянно общаясь с коллегами, могу уверенно сказать, что введение такого нового действующего лица дисциплинирует сторону обвинения. Мы надеемся, что этот институт будет укрепляться, а его влияние — усиливаться.