Закон і Бізнес


Муромец раздора.

Сказ о том, как по мановению чиновничьего пера изчезли 200 га столичной земли


№31 (1018) 29.07—06.08.2011
СЕРГЕЙ РУДНИЦКИЙ, юрист
3962

Вот уже полтора года тянется история с приватизацией земель острова Муромец, что находится на Днепре между Оболонью и Троещиной, практически в центре Киева, а возможно, еще и Броваров. Сомнения в точности географического расположения данного объекта посеяла весной прошлого года Броварская районная государственная администрация, передавшая своими распоряжениями в собственность гражданам 117 земельных участков на территории этого острова.


«Концентрированное выражение экономики»

Как известно, получить положенный каждому жителю столицы кусочек земли практически невозможно — ее просто нет в наличии. Киеву подсобил один из районов области. Шутка ли, чиновники нашли более 200 га земли и даже помогли нуждающимся гражданам реализовать свои законные права!

Правда, при этом не были учтены особенности режима земель водного фонда (здесь передача в частную собственность не допускается), а также тот факт, что земля в течение 5 лет уже использовалась сельхозпредприятием на правах аренды, которыми его наделил Киевский городской совет. Да и новые собственники киевской земли оказались почему-то жителями разных областей Украины, вдруг решившими заняться личным крестьянским хозяйством поближе к Чернобылю.

Тогда эта история наделала много шума: народные депутаты выступали с трибуны Верховной Рады, посылали запросы во всевозможные инстанции с требованиями разобраться, устранить и наказать. Даже грозились создать парламентскую временную следственную комиссию...

Прокуратура Киевской области по этому факту возбудила уголовное дело. В разгар скандала был уволен руководитель Государственного комитета по земельным ресурсам Олег Кулинич. Но все это большая политика. Поставим, пожалуй, на этом точку и обратимся к юридической стороне проблемы.

А прокурор против!

Весной 2010 года предприятие-арен­датор обратилось в Киевский окружной административный суд с административ-ным иском об обязательстве воздержаться от совершения определенных действий, а также признании утратившими силу распоряжений Броварской районной госадминистрации Киевской области, согласно которым арендованные предприятием в г.Киеве земельные участки были переданы в собственность физическим лицам.

Осенью суд вынес постановление, которым требования предприятия были полностью удовлетворены. И поскольку никто, в том числе виновник этих событий, решение не обжаловал, очевидно, вопрос должен был быть закрыт.

Однако в начале 2011 года заместитель прокурора Киевской области обратился в интересах Броварской РГА в Киевский апелляционный административный суд с апелляционной жалобой на постановление Киевского окружного административного суда по этому делу.

В июне апелляционная инстанция оставила без изменений решение нижестоящего суда в части признания недействительными распоряжений Броварской районной государственной администрации, удовлетворив лишь второстепенные требования. Это не устроило зампрокурора, решившего обжаловать судебное решение в кассационном порядке.

Уверенность прокуратуры в правомерности передачи земельных участков из государственной формы собственности в частную основывается на том, что, поскольку границы Киева были установлены много лет назад, а после этого Верховная Рада новые границы столицы не утверждала, во внимание должны приниматься те границы, которые на сегодняшний день уже не соответствуют действительности. Именно поэтому, решили в прокуратуре, земля была предоставлена Киевским городским советом в аренду сельхозпредприятию незаконно. Следовательно, она вполне может быть передана в частную собственность физическим лицам.

Размытые границы

Пожалуй, такую позицию нельзя назвать сильной. К тому же она еще и противоречит интересам государства.

Так, согласно ч.2 ст.2 закона «О столице Украины — городе-герое Киеве» границы Киева устанавливаются Верховной Радой по представлению Киевского городского совета, согласованному с соответствующими советами, с учетом исторических, социально-экономических и других особенностей территории в соответствии с действующим законодательством.

Заметим при этом, что Верховной Радой не установлены границы Киева, в том числе границы Деснянского района столицы.

Так, по поручению Президента Киевский горсовет обеспечил разработку на протяжении 1995—1999 годов проекта установления границы, согласовал его с большинством сельских, поселковых и городских советов Киевской области, территории которых прилегают к столице. Однако не были достигнуты договоренностей и по некоторым вопросам с местными советами Обуховского, Киево-Святошинского, Бориспольского, Броварского и Вышгородского районов Киевской области.

Поскольку границы Киева не были установлены, при проверке, проводи­вшейся в 2007 году Управлением по конт­ролю за использованием и охраной земель в Киеве и Киевской области, установить административное подчинение земель Муромца не удалось. Однако, как видно из материалов дела, учет спорных земель велся главным управлением земельных ресурсов исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации), эти земли учитывались за Деснянским районом столицы. Эта государственная статистическая отчетность ежегодно подавалась главным управлением земельных ресурсов Госкомзему. В то же время Броварской район Киевской области эти участки никогда в свою отчетность не включал.

Кроме того, границы с.Погребы были установлены решением Киевского областного совета еще в 2003 году и с тех пор не менялись. Согласно упомянутому решению урочище Муромец в границы с.Погребы не включалось (хотя изначально позиция Броварской районной госадминистрации основывалась как раз на том, что урочище Муромец входит в пределы Погребского сельского совета).

Таким образом, согласно границам, принятым для учета земель в составе государственного земельного кадастра, земля урочища Муромец на момент принятия спорных распоряжений учитывалась как находящаяся на территории г.Киева, а не на территории Броварского района Киевской области.

Согласно п.3 разд.III закона «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности» в случае, если границы территории сельского, поселкового, городского совета не установлены в соответствии с законодательством Украины, разграничение земель государственной и коммунальной собственности проводится в соответствии с границами, принятыми для учета земель в составе государственного земельного кадастра.

Учитывая тот факт, что граница Киева и Броварского района не установлена в соответствии с действующим законодательством, необходимо применять аналогию закона — п.3 разд.III закона «О размежевании земель государственной и коммунальной собственности».

Согласно п.12 разд.X Земельного кодекса до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за преде­лами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Броварская районная государственная администрация Киевской области, принимая упомянутые распоряжения, превысила свои полномочия.

Договор дороже денег

Также стоит отметить, что договоры аренды не были признаны судом недействительными. Более того, отсутствуют даже какие-либо обстоятельства, которые могут свидетельствовать, что условия этих договоров не соответствуют действующему законодательству.

Так, согласно стст.204, 397 Гражданского кодекса сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной. Фактическое владение имуществом считается правомерным, если иное не следует из закона или не установлено решением суда.

Исходя из этого, можно утверждать, что предприятие-арендатор является правомерным пользователем и владельцем земельных участков на острове Муромец, на границе Деснянского района г.Киева и Погребского сельского совета Броварского района Киевской области. Основание — правомерные договоры аренды земельных участков.

В соответствии с ч.6 ст.118 ЗК граждане, заинтересованные в бесплатном получении в собственность участка из земель государственной или коммунальной собственности в рамках норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, а также согласование со стороны землепользователя в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц. Однако сельхозпредприятие, как землепользователь земельных участков на острове Муромец, своего согласия не давало.

Кроме того, согласно ст.9 закона «Об аренде земли» арендатор, который в соответствии с законом может иметь в собственности арендованный земельный участок, обладает преимущественным правом на приобретение его в собственность в случае продажи этого участка при условии, что он платит цену, по которой тот продается, а в случае продажи на аукционе — если его предложение равно предложению, наибольшему из предложенных участниками аукциона. То есть предприятие-арендатор земельных участков еще и имело преимущественное право на получение этих участков в собственность.

Все эти нормы, а значит, и законные интересы юрлица также были нарушены Броварской районной госадминистрацией при принятии распоряжений о передаче земель в собственность физическим лицам.

Остается надеяться, что кассационная инстанция более взвешенно, нежели прокуратура, подойдет к вопросу защиты государственной собственности и наконец-то поставит в нем точку.

Справка ЗиБ

Муромец (на фото)— крупный песчаный остров, который образовался когда-то в результате многочисленных намывов днепровского и деснянского течений. Название острова связывают с легендой о том, что именно здесь разбивали свои шатры былинные богатыри — Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец, прежде чем предстать пред ясны очи князя Владимира.

На западе остров Муромец ограничен Днепром, на севере — Десной, на востоке — Десенкой (Чертороем), а на юге — Московским мостом.

Издавна на острове селились рыбаки. В 1972 году на нем заложили парк Дружбы народов, который является частью протянувшегося вдоль всего Киева Днепровского парка. На острове создана заповедная охранная зона.