Закон і Бізнес


Про pro bono

Зачем юристам заниматься благотворительностью


Участники круглого стола решили, что, прежде чем подписывать декларацию pro bono, нужно выработать единую стратегию.

№38 (1128) 21.09—27.09.2013
ЮЛИЯ ГАЙДАЙ
4739

Знают ли украинские юристы, что такое корпоративная социальная ответственность и насколько активно принимают участие в таких программах? Как влияют КСО-проекты на развитие юридического бизнеса и что они дают самим фирмам, занимающимся благотворительностью? Как можно мотивировать сотрудников выполнять бесплатную работу? На эти вопросы пытались ответить участники круглого стола «КСО-стратегии юрфирм: успешные практики в Украине и Европе», организованного проектом «ЮРЛИГА». Кроме того, в конце мероприятия была презентована юридическая премия Рro Bono Awards 2013.


«Джинсовая пятница», бейк-сейл и 50 часов на благо общества

Когда в государстве активно реализуются проекты КСО и pro bono — это первый знак того, что общество достиг­ло определенного уровня развития, а его флагманы — определенного уровня самосознания. Украину, увы, пока трудно причислить к разряду таких стран, но первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на круглом столе, организованном «ЮРЛИГОЙ», ведущие отечественные адвокаты рассказали о своем опыте КСО и pro bono деятельности, постарались выяснить, какие цели юрфирмы ставят в своих КСО-стратегиях, какие дивиденды они могут получить от предоставления бесплатной правовой помощи и как подобные проекты влияют на развитие юридического бизнеса в целом.

Показательно, что, скажем, в США American Bar Association предлагает адвокатам подписаться под декларацией, согласно которой они обязуются минимум 50 часов отработать pro bono. Каждый год в Америке проводятся исследования компаний, которые осуществляют такую деятельность. Любопытно, что самая популярная область, в которой оказываются такие услуги, — это семейное право. Очень многие американские юристы помогают, например, жертвам семейного насилия. Регулируется бес­платная юридическая деятельность и во многих других странах. «По понедельникам вечером я являюсь постоянным волонтером в юридической клинике Islington Law Centre, — рассказывает юрист Лондонского офиса CMS Джей Пател. — ILC дает бесплатные юридические консультации людям, живущим в этом районе, — в основном тем, кто имеет низкий доход и не может позволить себе юридическую помощь. Клиника проводит интервьюирование посетителей, чтобы выяснить природу их проблем, и затем дает им рекомендацию, предусматривающую возможные способы их решения. Мы консультируем по широкому кругу вопросов, начиная со споров между арендодателями и жильцами и заканчивая потребительскими долговыми проблемами. Самое большое удовлетворение я получаю от возможности помочь людям вне рамок официального интервью и консультации. Например, так было с клиентом, которому финансовая компания угрожала судебным иском на 13 тыс. фунтов. Клиент купил мотоцикл на основании контракта на условиях аренды с правом выкупа, но тот был прекращен, поскольку мотоцикл был неисправен. Просмотрев условия финансового соглашения и соответствующую законодательную базу по потребительским кредитам, мне удалось договориться с компанией и заставить ее отказаться от своих претензий, избавив моего клиента от стресса вызванного судебными тяжбами».

Во время круглого стола с его участниками по скайпу общался КСО-менеджер Лондонского офиса фирмы CMS Cameron MCKenna Роберт Пауэл. Он рассказал, что его компания давно уже занимается деятельностью на благо общества, и в последнее время от обычного pro bono перешла к КСО. Р.Пауэл отметил, что их КСО-отчет помог компании вести диалог со стейкхолдерами и измерить эффективность всей деятельности, направленной на благотворительность, предоставление бесплатной правовой помощи и сотрудничество с общественными организациями. При этом представитель Киевского офиса CMS Cameron MCKenna, менеджер по бизнес-администрированию и персоналу Татьяна Бугасова подчеркнула, что в Украине, так же как и в других странах, их компания занимается как pro bono, то есть предо­ставлением бесплатных юридических консультаций, так благотворительностью, в рамках которой CMS поддерживает специальную олимпиаду в Украине и другие проекты.

«Яркий пример нашей работы — пре­доставление юридических услуг Международной федерации обществ Красного креста. Это был масштабный проект. Мы проанализировали отечественное законодательство, связанное с катастрофами, чрезвычайными ситуациями, для чего была привлечена группа юристов. Да, мы потратили много часов на этот проект, но в итоге подготовили очень хороший отчет и получили награду за эту работу, — рассказала Т.Бугасова. — Вообще, у нас в фирме есть 16 наград для работников за лидерскую позицию в сфере проектов КСО — это и «Партнер года», и «Секретарь года», «Юрист года». Финансовая награда — £ 250 в год. И эти £ 250 можно вложить в какой-то проект, благотворительную организацию».

По ее словам, есть множество способов собрать деньги на благотворительность. Например, в офисе CMS есть «джинсовая пятница»: всем сотрудникам разрешается прийти в джинсах, но за это они должны заплатить минимум 20 грн. Именно так удалось собрать средства на поддержку детей-спортсменов, принимавших участие в специальной олимпиаде. «Как еще мы собираем деньги? Провели, например, целый цикл под названием «бейк-сейл». В рамках этой акции нужно приготовить дома свое любимое блюдо, принести в офис и продать своим коллегам, — рассказывает Т.Бугасова. — Кроме того, два года назад мы ввели правило, согласно которому 50 часов в год каждый сотрудник тратит на проекты в сфере pro bono».

По мнению Армена Хачатуряна, старшего партнера ЮФ «Астерс» (кстати, удостоенной в прошлом году двух наград Pro Bono Awards 2012), pro bono и КСО — это некая благотворительность, от которой в то же время определенную отдачу получают и сами фирмы, которые ею занимаются. «Все мероприятия в этой сфере дают толчок для того, чтобы и человек поднял голову и начал смотреть в нужном направлении и общество в целом начали смотреть в нужном направлении, поэтому огласка необходима, — считает А.Хачатурян. — Явления pro bono и КСО — почти синонимические, это некая благотворительность. Профессиональное сословие — будь то юристы, врачи или инженеры — получив профессиональные знания и заработав некие материальные ценности, отдает что-то обществу, которое предоставило им возможность получить эти знания. Проекты КСО — это своего рода внутренний тренинг. Это не вторичное, не то, что идет в конце списка. Это то, что делает репутацию тебе, твоей фирме и в конце концов повышает профессиональный уровень».

От личного — к общественному

У партнера АК «Солодко и партнеры», победительницы номинации «Самый ответственный лидер юридического бизнеса» Pro Bono Awards 2012 Елены Сот­ник — своя история и свое отношение к социальной ответственности. Она считает, что главное здесь — не репутация компании, не зарабатывание бонусов, а личная реализация. «Если 100 лет назад государство брало ответственность за общество, защищало граждан, то сейчас все поменялось, и, наоборот, мы сами берем ответственность за общество. «Мы» — это отдельные индивидуумы, лидеры или компании. Это процесс глобальный. Само общество, по сути, давит на большие компании, лидеров, заставляет их становиться ответственными… Это может быть по-разному — бывает чистая «взятка» обществу по принципу: если что-то берешь, почему бы не отдавать что-то взамен. А иногда это бывает совершенно четкая философия». Е.Сотник в какой-то момент переосмыслила то, чем занимается и поняла, что «юридическая деятельность 24 часа в сутки» не до конца ее удовлетворяет: «Накапливается элементарная усталость или непонимание — процесс идет, а конечная цель не совсем понятна. Ну, кроме зарабатывания денег. Я для себя начала искать какую-то отдушину... У меня в компании это пошло от личного и потом этим загорелись все. У нас коллектив небольшой, но нет ни одного человека, который бы сам, по собственной воле, не решил бы каким-то образом участвовать в тех или иных программах. И никого из них я не принуждала и не просила. Наверное, вовлекаясь в какие-то проекты, реализуя их и получая отдачу, люди чувствуют свою значимость. Думаю, долгосрочная цель таких проектов — дать человеку осознание своей ценности, помочь реализации не только профессиональной, но и личностной». Компания, в которой работает Е.Сотник, реализовала несколько благотворительных проектов — помогала детям-сиротам, организовала горячую линию, сейчас собирается запускать еще один проект, который будет касаться «брендинга Украины как динамичной современной страны, которая имеет шанс развиваться и чтит свою культуру».

От Pro Bono Awards до pro bono-декларации?

Директор Центра «Развитие КСО в Украине» Марина Сапрыкина, выступая на круглом столе, рассказала о западной практике КСО-проектов и назвала четыре основные сферы, в которых осуществляются услуги pro bono:

М.Сапрыкина отметила, что некоторые юридические фирмы через КСО открыли новые виды бизнеса. Например, они консультируют компании по приобретению других компаний и проведению due diligence.

При этом, по ее словам, исследования свидетельствуют о том, что среди сотрудников, осуществляющих бесплатную правовую помощь, недовольных или неудовлетворенных вообще нет. Может быть, Е.Сотник права, и все дело в ощущении личной ценности, понимании, что ты можешь помочь другим и сделать свой вклад в «копилку» общества?

М.Сапрыкина уверена, что нужно повышать осведомленность о pro bono не только бизнес-структур, но и молодого поколения, общественных организаций. Следует говорить о вовлечении сотрудников, о том, что в компаниях необходимо развивать и внедрять соответствующие корпоративные политики pro bono. Одна из ключевых рекомендаций — признание фирм, занимающихся деятельностью на благо общества. Именно для этого и был создан проект Pro Bono Awards 2013, который презентовали в завершение круглого стола.

Директор по корпоративным коммуникациям Группы компаний «Лига» Клавдия Шевелюк рассказала, что несколько лет назад они пришли к осознанию того, что предоставление бесплатной правовой помощи в Украине вообще никак не измеряется, а о деятельности юристов pro bono сами адресаты этой помощи мало знают. Поэтому и возникла идея основать премию для юрбизнеса, которая помогла бы поощрить фирмы, осуществляющие подобные проекты.

В прошлогоднем Рro Bono Awards приняло участие 11 компаний, 10 партнеров юрбизнеса и 65 сайтов. В этом году номинации обновят, а в жюри войдут эксперты в сфере КСО из Великобритании, Турции, США, Израиля и Венгрии.

Кстати, во время круглого стола обсудили и целесообразность подписания декларации pro bono. В итоге участники пришли к выводу, что для начала необходимо создать рабочую группу для объединения на одной платформе всех юристов, предоставляющих бесплатную правовую помощь, и координации их деятельности, а уже потом можно будет говорить о подписании каких-то знаковых документов.