Закон і Бізнес


Арбитражные тенденции

Процедуру назначения и избрания состава арбитража пытаются ужесточить, поставив под контроль


Н.Селивон отметил, что МКАС рассматривает все больше споров между иностранными предприятиями.

№33 (1123) 17.08—23.08.2013
4714

Совпадение каких обстоятельств повлияло на создание Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины? Каковы особенности практической деятельности МКАС? И наконец, какие тенденции прослеживаются в развитии украинского арбитража? Об этом и многом другом рассказал председатель МКАС при ТПП Украины Николай Селивон.


Совпадение обстоятельств

Выступая перед студентами летней школы арбитража, руководитель МКАС начал с истории. «Так сложилось, что при создании нашего института совпали очень положительные объективные и субъективные обстоятельства», — отметил Н.Селивон. К объективным он отнес предоставление права на занятие внешне­экономической деятельностью всем субъектам предпринимательства после того, как 16 апреля 1991 г. был принят закон «О внешнеэкономической деятельности».

По словам Н.Селивона, предвидя это, Верховный Совет Украинской ССР постановлением о порядке введения в действие данного закона рекомендовал Торгово-промышленной палате Украинской ССР создать внешнеэкономический суд.

Председатель МКАС обратил внимание на активную роль Комиссии ООН по международной торговле, которая приняла на своем заседании Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», а ООН рекомендовала государствам имплементировать нормы данного закона в их национальное законодательство.

«В 1991 г. в Украине никто не знал, что такое арбитраж. С одной стороны, это было плохо, а с другой — хорошо, — считает Н.Селивон. — Когда никто ничего не знал, можно было лепить все что угодно».

По его словам, поскольку поло­жи­тельным являлось субъективное обстоя­тельство — решением президиума ТПП 10 июня 1992 г. был создан МКАС и поручено было разработать его регламент.

Автономия воли

Анализируя особенно­сти практической деятельности МКАС, Н.Селивон подчеркнул, что сейчас возникла проблема с тем, как рассматривается ходатайство об обжаловании решений арбитража в суде.

Председатель МКАС сделал акцент и на том, что в законе «О международном частном праве» выписана очень существенная норма — автономия воли, заключающаяся в том, что стороны могут сами выбирать систему права. «Я занимаю позицию, хотя этого в законах и кодексах нет, но речь идет не только о выборе национального права —
права страны, но и наднационального — лекс меркатория, — заявил он и добавил: — Как известно, эти наднациональные нормы применяются не только тогда, когда об этом договорились сами стороны, но и при вынесении определенных решений мы пользуемся новеллами, которые выписаны в этих принципах».

Например, очень часто арбитражная оговорка во внешнеэкономических договорах прописана на двух языках. Но не указано, запись на каком языке имеет преимущество. Часто бывает, что арбитражные оговорки на разных языках отличаются друг от друга. В данном случае руководитель МКАС пользуется правилом УНИДРУА, которое гласит, что преимущество имеет та редакция, которая готовилась первой.

По словам Н.Селивона, сейчас вся мировая арбитражная общественность обеспокоена проблемой непредвзятости и объективности арбитров. «У нас, по-моему, единственных в мире — закрытый список арбитров. Теория арбитража говорит о том, что сторона может выбрать любого гражданина, независимо от гражданства и национальности, арбитром, который дол­жен иметь определенную квалификацию, установленную самими сторонами», — отметил он. В рекомендательном списке МКАС при ТПП Украины — 81 человек, в том числе 41 иностранный специалист, представлены 24 страны мира. У большинства арбитражей есть так называемый рекомендательный список арбитров, однако стороны спора могут назначить в качестве арбитра и лицо, которое  в него не включено. Из-за того, что в МКАС при ТПП Украины список арбитров закрыт, назначить кого-то не из списка нельзя.

«Основа успеха и авторитета арбит­ража — это, прежде всего, арбитры», — считает Н.Селивон. Он утверждает, что обычно, если можно уйти от рекоменда­тельного списка арбитров, сторона назначает арбитром человека, которого она знает, интуитивно считая, что он будет выполнять функции адвоката. Но в законе предусмотрено, что арбитр не является представителем стороны и ее адвокатом. Это независимый человек.

«Сейчас идет обратный процесс от права сторон на назначение арбитров. Все больше арбитражные институты пытаются уйти от этого принципа, — отмечает руководитель МКАС. — Мировая тенденция такова, что все пытаются ужесточить порядок и процедуру назначения, избрания состава арбитража. Поставить его под контроль арбитражных институтов».

«Изумительно глубокое постановление»

Н.Селивон также подчеркнул, что успех арбитража зависит от его взаимодействия с судебной системой. С одной стороны, государственные суды должны содействовать арбитражу, а с другой — контролировать арбитраж путем принятия определения об отмене арбитражного решения (в случае оспаривания решения арбитража) и его принудительного исполнения.

«В 1999 г. Пленум Верховного Суда Украины издал изумительно глубокое постановление, которое сыграло положительную роль в становлении арбитража», — сказал председатель МКАС. Речь идет о постановлении «О практике рассмотрения судами ходатайств о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей и об отмене решений, вынесенных в порядке международного коммерческого арбитража на территории Украины».

В одном из пунктов этого постановления ВС предусмотрел, что в арбитражной оговорке должен быть указан конкретный арбитражный институт, который рас­сматривает спор. «Вот это я считаю неправильно», — заявил Н.Селивон. По его словам, украинские субъекты предпринимательства по настоянию зарубежных контрагентов соглашаются на оговорки, в которых вообще не указан арбитражный орган. В Европейской конвенции о внеш­неторговом арбитраже есть норма о том, что стороны могут определить рассмотрение спора в институционном арбитраже. В таком случае спор рассматривается в соответствии с регламентом данного суда. А если указан регламент конкретного суда, то спор должен рассматриваться в этом учреждении. «Но, к сожалению, наши суды думают по-другому в связи с упомянутым постановлением ВС», — жалуется руководитель МКАС.

Среди позитивных тенденций развития украинского арбитража Н.Селивон отметил то, что в делах, рассматриваемых МКАС, стали участвовать представители «очень уважаемых и компетентных юридических фирм Украины». Также увеличивается количество рассматриваемых споров между иностранными предприятиями.

 

Кристина ВЕНГРИНЯК, для «Юрлиги»