Закон і Бізнес


«Морские бои без правил»

Отсутствие жесткой реакции в мире на захват украинского экипажа фактически благословляет на самоуправство «обиженных» бизнесменов


Требование выкупа с применением насилия по отношению к экипажу судна «Этель» полностью подпадает под определение терроризма в законодательстве любой страны.

№33 (1123) 17.08—23.08.2013
Михаил Белецкий
3900

Захват в ливийском порту Бенгази грузового судна «Этель» с украинским экипажем невольно вызывает ассоциации с тем, что произошло с кораблем «Фаина» у берегов Сомали в 2008 году. Наших моряков, помнится, освободили почти через 5 месяцев, а захват назвали «пиратским». Как квалифицируют его в этот раз и сколько осталось до освобождения экипажа «Этель» — ответы на данные вопросы пока повисли в воздухе.


Бизнес-спор или политика?

Любопытно, что в этом случае ассоциации с «Фаиной» вполне оправданы. Ибо, по предположениям ливийских СМИ, нельзя исключить, что экипаж судна «Этель» оказался заложником (в прямом и переносном смысле) из-за недопоставок груза, который был на «Фаине». Но, в отличие от сомалийской эпопеи, в ливийской речь идет не о танках, а о более мирной продукции — автомобилях. Именно их, как пишет газета «Либия геральд», с регулярностью челнока доставляла «Фаина» из порта Акаба (Иордания) в Бенгази (Ливия).

Точкой отсчета все еще не завершенного позиционного «морского боя» можно считать март 2013 года. Тогда «Фаина», приняв на борт 597 легковых автомобилей, приобретенных в свободной экономической зоне Зарга (Иордания), отправилась в Бенгази. Был ли застрахован груз, стоимость которого согласно накладным составляла $11,7 млн, выяснить не удалось.

Судно в порт прибытия опаздывало. Как можно заключить из письма ливийских бизнесменов, обнародованного интернет-изданием «Морской бюллетень», спустя некоторое время уполномоченный представитель фирмы-судовладельца — компании Waterlux (Панама) — сообщил, что корабль из-за поломки опоздает на пять часов. Однако груз в Бенгази не прибыл. Ни через пять часов, ни через десять. По неизвестным причинам (их сейчас пытается установить Генеральная прокуратура Украины) паром-грузовоз вместо Бенгази пришвартовался… в Ильичевске, где благополучно разгрузился.

Дальше, по версии ливийских грузополучателей, события развивались вполне логично: прихватив с собой агента по фрахту, бизнесмены прибыли в Ильичевск, чтобы на месте разобраться в ситуации. Там, как явствует из письма, посланного от имени 25 ливийских бизнесменов, не дождавшихся «Фаины» в Бенгази, выяснилось, что накладные на груз подделаны. Поскольку автомобили могли покинуть территорию порта не без помощи штатных работников ливийского посольства в Украине, было сделано соответствующее заявление в правоохранительные органы, после чего все операции с этой партией автомобилей временно приостановили.

Казалось бы, ситуация находится под контролем, смело можно дожидаться окончательного вердикта органов, после чего подавать в суд и требовать компенсации. Для логического завершения, как думается, вполне благоприятного для ливийцев, от них требовалось только одно: предо­ставить правоохранительным органам документальные доказательства принадлежности груза. А вот с этим, не исключено, возникли бы проблемы. Возможно не у всех, а лишь у некоторых из 25 потенциальных собственников автомобилей, только по им одним известным причинам не спешащих обнародовать свои имена.

На этом причинно-следственная связь между захватом «Фаины» и «Этель» заканчивается. То ли находившаяся в Украине ливийская делегация пожаловалась коллегам, дескать, неплохо было бы придать делу «ускорение», то ли оставшиеся в Бенгази решили перейти к силовому сценарию сами — неизвестно. Но 17 июля судно «Этель» под флагом Сент-Китса и Невиса, доставившее в Бенгази 220 автомобилей, после разгрузки подверглось захвату. При этом, как можно понять из публикации в «Морском бюллетене» со ссылкой на членов экипажа, претензий от официальных властей ни по поводу качества перевозки, ни по поводу количества груза не было.

19 июля, в 2 часа ночи, когда экипаж готовился к отплытию, на борт поднялись неизвестные вооруженные люди, не предъявившие никаких документов. Экипаж укрылся в надстроечной части корабля, а неизвестные попытались взломать дверь. Ворвавшись внутрь, по словам экипажа, «ливийские рыцари» никого не били, зато занялись грабежом и вандализмом. 21 июля на судно прибыли сотрудники портовой администрации и подразделение ливийских военных, однако переговоры между представителями властей, главарем захватчиков и капитаном судна ни к чему не привели.

Более того, если верить представителям оператора судна, вооруженных людей не интересовали автомобили. Их беспокоили «недружественные» действия Украины, которая добивается освобождения 19 украинских граждан, захваченных поч­ти 2 года назад — 27 августа 2011 года — и приговоренных Верховным судом Ливии к 10 годам тюремного заключения «за пособ­ничество режиму Муаммара Каддафи». (На этой неделе Высший военный суд Ливии отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение в суд общей юрисдикции. — Прим. ред.) Самое любопытное: после того, как были озвучены эти требования, власти, по информации «Морского бюллетеня», в ситуацию больше не вмешивались.

Недружественная акция или терроризм?

Мотивация действий «ливийских рыцарей» состоит в том, что и осуществляющая рейсы под флагом Белиза «Фаина», и «Этель», бороздящая океаны под флагом Сент-Китса и Невиса, принадлежат одному оператору. Поэтому предпринятая наемниками из Бенгази, которые, как они сами признались, представляют интересы 25 ливанских (это не опечатка! — Авт.) бизнесменов, акция, особенно если учесть  упоминавшийся интерес к делу Генпрокуратуры Украины, только на дипломатическом языке может быть названа недружественной. Никакие эвфемизмы вроде «осуществляем правосудие самостоятельно» не скроют, что следует говорить исключительно об акте терроризма. А если подтвердятся обнародованные факты, как явствует из заявления МИД Украины, «свидетельствующие о неспособности официальной ливийской власти контролировать ситуацию с соблюдением законности в стране», то о терроризме государственном.

Стоит только представить подобную ситуацию: в порту Одессы наемники задерживают какое-то иностранное судно, «вспомнив», что им как-то чего-то недовезли. Можно безошибочно утверждать: все зарубежные СМИ тотчас заговорят об украинских террористах, а не о каких-то «правдоискателях». Но ситуацию в Ливии никто из незаинтересованных стран оценивать не спешит, тем самым фактически благословляя на самоуправство «обиженных» бизнесменов.

Сейчас очевидно одно: экипаж корабля стал заложником какой-то сомнительной операции, за которую моряки не должны быть ответственны. «Почему есть решение суда, есть все документы, но автомобили, на которые должны обменять наших родных, из Украины не выходят?» — спрашивает супруга старшего моториста «Этель» Елена Байбокас.

Вопрос по существу, однако не стоит сбрасывать со счетов заявление Ген­прокуратуры о наличии двух подо­зреваемых и постановление Печерского райсуда г.Киева об их задержании. Не исключено, что именно их арест дол­жен обеспечить обратную доставку автомобилей в Бенгази: в конце концов, кто-то же должен оплачивать погрузку и доставку автомобилей, арестованных в Ильичевске?

Ни для кого не секрет, что во всех уголках планеты бизнесмены стремятся минимизировать свои издержки. Купить подешевле, продать подороже — это ли не их кредо? А если еще и налогов в казну не уплатить — это вообще идеальная сделка. Похоже, что именно из-за страсти к такой «оптимизации», и существуют офшоры. Именно из-за схем ухода от уплаты налогов абсолютно сухопутная страна Монголия обладает довольно внушительным морским флотом (более 1600 судов ходят под ее флагом), а корабли, некогда принадлежавшие Черноморскому морскому пароходству («Этель» в 1991 году была «Механиком Федоровым»), ходят под флагами далеких от Украины земель.

Возможно, поэтому нет еще официального толкования, чьи же интересы, ливанских или ливийских бизнесменов, защищают на борту «Этель». И пока подобная «оптимизационная» деятельность квалифицируется как законная, вероятность повторения «морских боев без правил» остается высокой.

Но самое парадоксальное заключается в другом: политика невмешательства (ведь «офшорная» ситуация многих устраивает, хотя на словах с ней борются) породила такую огромную паутину причинно-следственных связей, что мало кто риск­нет инициировать кардинальную ломку системы. Пусть уж будет как есть.