Закон і Бізнес


Классик бы плакал

Мужчина просил суд наказать Достоевского за подстрекание его к употреблению слова «идиот»


Два года понадобилось защитникам закона, чтобы разобраться, кто такой Ф.Достоевский и почему он подстрекает граждан к тому, чтобы употреблять оскорбительные слова. Читайте классиков — работать будет легче.

№33 (1123) 17.08—23.08.2013
3206

Два года назад на Камчатке в мировом суде слушалось какое-то тривиальное дело. И ничем бы оно не запомнилось, если бы гражданин Ф. не использовал во время прений слово «идиот». Выслушав замечание судьи, это слово он больше не употреблял, дело разобрали… Но история получила неожиданное продолжение.


Рапорт в отношении Ф. написал пристав Иванов, который следил за порядком на судебном заседании. Приставу показалось оскорбительным то, что употреблялось слово «идиот», и он по собственной инициативе квалифицировал происшествие как «неуважение к суду и оскорбление участников судебного разбирательства» (ч.1 ст.297 УК РФ). И понеслось!

Скоро (простите за каламбур) нашелся Скорик — доцент кафедры русского языка Камчатского госуниверситета, подтвердивший догадки пристава насчет «идиота». И появилось на Камчатке целое уголовное дело. Два года 6 дознавателей расследовали этот «идиотизм»! Гражданин Ф. подал 14 жалоб. Его аж 6 раз пытались насильно препроводить в суд (при этом так и не доставив ни одного уведомления). Его хотели ссадить с самолета, в котором он не летел. Его объявили во всероссийский розыск, когда он был в командировке. Ему доставили еще 20 повесток (на этот раз доставили).

И тогда Ф. решил играть по правилам, которые ему навязывали защитники закона. Он написал объяснение: «Причиной, способствовавшей совершению мной этого преступления, явилось тлетворное влияние на меня романа Ф.Достоевского. Поэтому считаю своим долгом как гражданина РФ сообщить нашим доблестным защитникам правопорядка о лицах, способствовавших совершению мной этого преступления. Это уже указанный мной выше ныне покойный Ф.Достоевский, царствие ему небесное. На основании изложенного прошу возбудить уголовное дело в отношении Ф.Достоевского как подстрекателя к совершению преступления».

Ф. шутил. Но стражи закона не шутили! За дело взялся сотрудник отдела судебных приставов по фамилии Ли. И в отношении «тлетворного» писателя была проведена проверка! По признакам состава преступлений, предусмотренных ч.4 ст.33 (подстрекательство) и ч.1 ст.297 УК РФ («Неуважение к суду»).

Проверка шла 10 месяцев! И даже странно, что дело против Федора Михайловича не возбудили. Но тут уже следует процитировать и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: «Учитывая, что Ф.Достоевский скончался 28.01.1881, а Ф. родился 19.11.1960, Ф.Достоевский не имел реальной возможности склонить Ф. к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».

Считаю, что господину Ф. просто повезло, что он разминулся с классиком мировой литературы во времени. Иначе бы этот Ф. от ответа не ушел. Да и Ф.Достоевский тоже.

Заметим попутно, что реабилитирован Ф. фактически не был. Ведь дело прекращено по нереабилитирующему обстоятельству — за давностью лет.

 

АНТОН ОРЕХ, «Ежедневный журнал»