Закон і Бізнес


Фемида хранит честь

Судье Кирееву придется проявить выдержку, игнорируя нападки со стороны обвиняемой


№27 (1014) 02.07—08.07.2011
Алина АЛЕКСАНДРОВА
3023

В Украине стартовал судебный процесс над бывшим Премьер-министром Юлией Тимошенко, которую обвиняют в превышении власти и служебных полномочий во время подписания газовых контрактов с Россией. Процесс без преувеличения можно назвать историческим: в первый раз в истории независимого государства на скамье подсудимых оказался чиновник такого уровня, пусть и с приставкой «экс-». В то же время в первый раз судья Печерского райсуда г.Киева Родион Киреев, который ведет дело, попал под беспрецедентное давление со стороны обвиняемой и ее сторонников. А в его лице — и вся судебная система.


Милиция в боевой готовности

В день начала процесса над Ю.Тимошенко под стенами Печерского райсуда г.Киева творилось нечто невообразимое: «многоярусные» кордоны милиции, толпы народа с флагами, оглушающе-громкая музыка и политические лозунги, транслируемые через динамики, группы народных депутатов и правозащитников, автобусы с «беркутовцами». Согласно одним источникам на Крещатике собрались 2 тыс. — 3 тыс. сторонников Ю.Тимошенко, по другим данным, их было 5 тыс. Кроме того, к зданию суда подтянулись и противники экс-премьера.

Накануне первого «судного дня» начальник департамента милиции общественной безопасности МВД Виктор Ратушняк собрал журналистов на брифинг и проинформировал: милиция к суду над Ю.Тимошенко готова! «В Киеве однозначно будет усилена охрана общественного порядка в центральной части — там, где будет проходить судебное заседание Печерского районного суда», — заявил он.

Кроме того, В.Ратушняк отметил, что милиция не допустит блокирования работы суда, и пообещал провести «профилактическую работу» с будущими участниками акции. Правда, позже выяснилось, что из всех участников, которые подавали заявки на участие в пикетировании, на встречу прибыли только представители общественной организации «Общевоинский союз Украины».

В конце-концов, без столкновений все же не обошлось. Сначала вспыхнула ссора между сторонниками и недоброжелателями экс-премьера, впрочем, ее быстро прекратили. Член Партии регионов Олег Калашников, возглавлявший антитимошенковское движение, заявил журналистам, что сегодня «главный коррупционер — Тимошенко». После этого на него накинулись оппоненты, кричавшие «Долой!».

Затем произошла более серьезная стычка между сторонниками Юлии Владимировны и милицией. Дело в том, что пикетчики, которым не хватало места на тротуаре, стали выходить на проезжую часть. Милиционеры сразу же бросились «в бой» и с помощью металлических ограждений оттеснили людей назад — в пешеходную зону. Аналогичная ситуация имела место возле Бессарабского рынка, когда тимошенковцы пытались блокировать движение на Крещатике.

Открытость в квадрате?

Требовать открытости судебного процесса сторонники Ю.Тимошенко начали загодя. Фракция БЮТ — «Батьківщина» обратилась с письмом к Президенту Виктору Януковичу и для обеспечения публичности и гласности судебного процесса попросила прямой трансляции по телевидению и предоставления конференц-зала Украинского дома в качестве зала судебных заседаний. С какой целью — продемонстрировал весь дальнейший ход событий в зале суда.

В то же время открытости суда над Ю.Тимошенко потребовала и прокуратура. «Мы будем настаивать на обеспечении публичности во время судебного разбирательства: присутствии представителей средств массовой информации и общественных организаций в зале суда, освещении судебного процесса в соответствии с нормами, выписанными в действующих законах, возможности сторон прокуратуры и защиты выразить свою точку зрения и дать обстоятельные объяснения», — говорилось в заявлении Генпрокуратуры.

Правда, вместить всех желающих зал заседаний Печерского райсуда был просто не в состоянии — в помещении площадью 35 м2 и так набилось больше сотни человек. Но телевизионная трансляция удовлетворила всех тех, чьей целью было оценить не столько митинговое мастерство защиты, сколько правовые аргументы и доказательную базу обвинения.

«Нечеловеческие условия»

Именно так охарактеризовал обстановку в зале судебных заседаний глава представительства Еврокомиссии в Украине Жозе-Мануэль Пинту Тейшейра. «Я не могу давать политическую оценку этому делу, но условия, в которых проходит суд, нечеловеческие», — сказал разгоряченный дипломат, выходя из здания суда, и показал на свою насквозь промокшую рубашку.
Судье Р.Кирееву, сидевшему в плотной мантии можно было только посочувствовать. Но в то же время и позавидовать выдержке, которую он демонстрировал, отклоняя многочисленные ходатайства, которыми экс-премьер и ее защита засыпали суд. Ведь такое грубое поведение со стороны обвиняемых вряд ли стал бы терпеть любой другой судья. Но, похоже, Ю.Тимошенко решила сполна воспользоваться статусом бывшего высокого должностного лица, умноженным на гендерный признак.
Скажем, Юлия Владимировна принципиально отказывалась вставать в присутствии судьи, называла суд фарсом (и это — наиболее пристойный из эпитетов), отказалась давать прямые ответы на вопросы о ее фамилии и месте жительстве, а когда судья спросил, какова национальность, огрызнулась: «Украинка, в отличие от вас». Не говоря уже о том, что за три дня ни разу не обратилась к судье так, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс, — «ваша честь!».

Делать акцент на правовых недоработках прокуратуры не пыталась ни сама подсудимая, ни ее адвокат. Главными их месседжами были политические обвинения в адрес действующей власти. Возможно, к правовым оценкам материалов дела экс-премьер и ее защита все же вернутся, когда будет оглашено собственно обвинительное заключение. Прокуратура обещает зачитывать его минимум 4 часа…

Политика без права?

Надо отметить, суд стал для Юлии Владимировны неплохой политической трибуной: огромное количество журналистов, все камеры нацелены на нее. Конечно же, экс-премьер воспользовалась этим шансом и разразилась серией филиппик — сначала перед входом в суд, а затем и на судебном заседании. Набор эпитетов и определений был стандартен: «судилище», «фарс», «персональная расправа» и т.д.

Кстати, защитник экс-премьера С.Власенко уже прогнозировал наказание, которое получит Ю.Тимошенко: он считает, что его подзащитная может быть приговорена к 7—10 годам реального заключения.

Вызывающее поведение экс-премьера вызвало недоумение депутата Европарламента от Латвии Александра Мирского, который порекомендовал Юлии Владимировне «вести себя более достойно, потому что это выглядит не очень корректно не только по отношению к судебной власти, но и ко всему государству Украина в целом».

«Судебная система Украины в последние годы сильно не менялась. И несколько лет назад, когда Тимошенко была при власти, у нее были все возможности реформировать эту систему для того, чтобы можно было не вставать, когда входит судья, не отвечать на вопросы судьи. Юлия Тимошенко все это могла бы реформировать, чтобы можно было высказываться против судьи, показывать свое неуважение к суду. У нее была такая возможность, но она ее не реформировала, потому что считала, что все в порядке… Было бы логично, если бы Юлия Тимошенко вела себя более корректно по отношению к судебной власти и к Украине в целом. И это бы придало больше веса ее словам и действиям. И все бы обратили внимание, что она ведет себя достойно, а не устраивает балаган в суде», — прокомментировал судебный процесс А.Мирский.

 

* * *
Увы, этот процесс стал своеобразной лакмусовой бумажкой, проявившей болезни нашего общества. Благодаря присутствию СМИ вся Украина стала свидетелем беспрецедентного унижения, которое пришлось вынести судье Р.Кирееву: над ним издевались, ему отказывались отвечать, в его адрес отпускали нелицеприятные реплики. Причем в первую очередь это было не личное унижение г-на Киреева, а унижение всей отечественной судебной системы. Выяснилось, что, по сути, судья беззащитен и бесправен перед давлением толпы и хамством подсудимой, защищенной даже не властью, а всего лишь публичностью. Выяснилось, что поставить ее на место практически невозможно. Трудно не согласиться с евродепутатом А.Мирским, который изумляется по поводу того, как можно не вставать в суде. Ведь это обычай, принятый во многих странах, который демонстрирует уважение не к конкретному
судье, а к суду и ко всему государству в целом.
Судье, рассматривающему «дело Тимошенко», еще предстоит выдержать беспрецедентное политическое давление. И если присутствие СМИ в зале суда можно отнести к позитивным достижениям украинского общества (скажем, в американских судах журналисты могут присутствовать только с разрешения судьи), то барабанная дробь и крики за окном — это скорее проявления не демократии, а анархии.