Закон і Бізнес


Глава ВC Ливии Камаль Башир Даган:

«Без хорошего правосудия нет нации»


№30 (1120) 27.07—02.08.2013
Марьяна Павловская, Лилия Куринна
4140

Судебная система Ливии проходит этап становления. Поэтому ей может быть полезен опыт стран, которые уже сумели достичь стабильности в правовой сфере. В рамках изучения международного опыта делегация ВС Ливии посетила Украину. Что полезного увидели гости в нашем законодательстве? Об этом, а также об особенностях судебной системы, и о том, какие изменения ожидают его страну, рассказал нашему изданию Председатель ВС Ливии Камаль Башир ДАГАН.


«Закон разрешает сторонам обращаться с иском в ВС даже в самых незначительных случаях»

— Вы впервые в Украине, в частно­сти в Автономной Республике Крым, но уже ознакомились с судебной системой нашей страны. Каковы ваши впечатления? Какие нормы вам показались полезными и могли бы применяться в Ливии?

— Мы прибыли с официальным визитом по приглашению Председателя Верховного Суда Украины. Можно сказать, что визит был успешным во всех отношениях.

Мы встретились с Председателем и судьями ВС, которые ознакомили нас с судебной системой Украины. По-моему, в правовых системах наших стран много похожего.

Нас тепло встретили украинские коллеги, что позволило не чувствовать себя здесь чужими. Мы ценим эту дружбу. Кроме того, был подписан Меморандум о сотрудничестве в судебной сфере между ВС Ливии и ВС Украины. Наша делегация посетила Апелляционный суд г.Киева и ряд учреждений. Также мы осмотрели достопримечательности украинской столицы. Позже нас ожидал теплый прием в Крыму. Мы встретились со многими судьями, посетили исторические и памятные места полуострова. Все это дало нам ощущение покоя и уверенности.

— Недавно в Украине была принята новая редакция Уголовного процессуального кодекса, который международные эксперты назвали революционным, гуманизированным и максимально при­ближенным к европейским стандартам. Как вы его оцениваете?

— Нам было приятно узнать об изменениях в УПК, в частности о введении такой должности, как следственный судья, и новом подходе к искам в работе судебной системы. Нововведения действительно приближают украинскую судебную си­стему к европейским стандартам.

— Полномочия ВС Ливии прописаны в отдельном законе. Какие основные функции выполняет этот суд?

— ВС Ливии был создан в 1953 году, и его статус неоднократно менялся в соответствии с ситуацией. В настоящее время мы работаем над его реформированием, согласовывая полномочия с новыми реалиями.

— Какова в вашей стране нагрузка судей ВС?

— Несомненно, ВС рассматривает тысячи исков. Закон, регламентирующий его деятельность, обеспечивает справедливость, поскольку разрешает сторонам обращаться с иском в ВС даже в самых незначительных случаях. Это одна из гарантий правосудия.

Однако мы считаем, что такая практика может быть пересмотрена. Ведь многие иски по поводу мелких нарушений могли бы быть решены еще на этапе апелляции, в этом случае не было бы необходимости передавать их в ВС.

У нас всего 75 судей и тысячи разных исков — по уголовным, гражданским и семейным делам. Поэтому существует управление, которое занимается проверкой. Оно создано недавно, его задача — уменьшить нагрузку на суд, анализируя иски. Управление направляет в администрацию ВС только важные уголовные, гражданские или семейные дела. Остальные остаются в этом же управлении. Такая процедура появилась после революции 17 февраля. Она помогает уменьшить количество исков, которые подаются в соответствующие судебные администрации.

— Скоро в вашей стране будет принята новая конституция. Каковы ваши ожидания относительно отражения роли и места судебных органов в Основ­ном законе страны?

— Несомненно, ливийский народ постепенно приближается к разработке новой конституции. Это важно для демократического государства, которое стремится действовать в рамках законов и конституции. Правосудие занимает особое место в новом основном законе. К примеру, в нем должны быть отображены принципы независимости судебной системы, а также разделения государственной власти.

Независимость правосудия закреплена во временной Конституционной декларации, которая была принята после революции 17 февраля. Сегодня Верховный совет юстиции изучает ряд вопросов, которые нужно отразить в этом законе. Правосудие должно быть прозрачным и незаангажированным, так как без хорошего правосудия нет нации. Хорошее правосудие — хорошее государство. Одно не может существовать без другого.

Правосудию свойственно брать за основу справедливость и действовать соответственно. Гражданин, который жалуется на несправедливое к нему отношение, может обратиться к судье, и тот восстановит его права.

— Во время визита вы рассказали, что в данный момент ведется работа по созданию Дома правосудия. Из чего будет состоять комплекс? Уделяет ли государство внимание данному проекту?

— Вносятся последние штрихи в проект здания ВС, уже утвержден со­ответству­ющий бюджет. Это большой комплекс, где будут залы заседаний, офисы судей, помещения для кассационной инстанции, жилые помещения для судей-советников (ведь многие приезжают на работу издалека), а также развлекательный клуб. Предусмотрено и помещение для обслуживания.

Все это создается для комфорта судей, чтобы они могли эффективно выполнять свою работу. Бюджет данного комплекса был утвержден в 2013 году, а завершение работ мы ожидаем в конце 2014-го. Финансирование данного проекта осуществляет государство. Мы очень довольны его вниманием к проекту и правосудию в целом.

«Судья должен быть образцом закона и его применения»

— Есть ли у вас кодекс судейской этики?

— У нас предусмотрена ответственность за нарушение закона и судейской этики. Судьи, как и все остальные, подчиняются силе закона.

— Какие наказания предусмотрены для судей за нарушение присяги?

— При ВС Ливии существует комиссия по лишению судей неприкосновенности. Руководит ею один из судей-советников. Прокурор передает в комиссию дело с предварительными доказательствами. Там его рассматривают и решают, насколько вескими были аргументы для временного отстранения судьи от работы. Если факты подтверждаются, дело передают следователю. Если во время расследования доказательства снова подтвердятся, дело возвращается в комиссию, которая дает разрешение на полное отстранение судьи от работы или привлечение к уголовной ответственности. Судья должен быть образцом соблюдения закона и его применения, а если он его нарушает — должен быть наказан, как и любой член общества.

В Ливии законодательно закреплен Кодекс судьи для контроля за служителями Фемиды. Любой гражданин, который видит, что судья ущемляет его права, стал на неправильный путь или совершил недостойный поступок (например, получил взятку), может обратиться в комиссию по судебному контролю. Она контролирует и отслеживает качество работы судей, оценивает качество выполнения функций, а также занимается вопросами этики. Все эти вопросы урегулированы законами.

— Какие, по мнению международного сообщества и правозащитных организаций, основные права человека нарушаются в Ливии?

— Мы слышали об обвинениях в нарушении прав человека в Ливии после революции 17 февраля. Все начиналось с мирных протестов против государства и режима. Революцию осуществили люди из разных слоев общества: фермеры, рабочие, врачи, преподаватели. Они не были военными, однако их встретили с оружием.

Прежний режим часто нарушал права и свободы граждан. Были случаи, когда женщин насиловали на глазах у родных. Такие преступления оставляют отрицательный след в нашей истории и вызывают негативную реакцию как у революционеров, так и у граждан. Меня удивляют заявления некоторых организаций о том, что в Ливии и после революции нарушаются права человека. Да, эксцессы были, но мы регистрировали эти случаи и власти их расследовали. Мы, несомненно, против действий и актов, противоречащих международным законам. И не позволим, чтобы такие нарушения имели место.

Нашу страну посещали разные пра­возащитные организации, в том числе Human Rights Watch. Они присутствовали при рассмотрении некоторых дел. Эксцессы, имевшие место, были задокументированы и расследованы. Ви­новные в них будут привлечены к ответственности.

— Какова роль шариата в законодательной базе?

— Мусульманская религия является главной основой законодательства Ливии. Это связано с тем, что мы — мусульманская страна и гордимся тем, что исповедуем ислам. По правде говоря, все законодательство нашей страны совпадает с принципами и правилами ислама. Однако есть законы, которые изучают специальные комиссии с целью внесения изменений. Возьмем, например, азартные игры. Они сейчас запрещены законодательно, поскольку противоречат мусульманской религии.

Наше государство и наши законы являются умеренными, не радикальными, соответствуют мусульманской религии, а также духу ислама.

— Как вы считаете, обобщение международного, в том числе украинского, опыта в судебных вопросах будет способствовать более эффективной защите прав граждан Ливии? Можно ли назвать ваш официальный визит в Украину успешным?

— Как я уже говорил, он был успешным по всем параметрам. Мы очень довольны, что посетили вашу страну и встретились со многими представителями судебной власти.

Мы официально пригласили председателей Верховного Суда, Апелляционного суда г.Киева, Апелляционного суда Автономной Республики Крым, а также судей и заинтересованных администраторов посетить Ливию и продолжить нашу дискуссию о принципах, заложенных в меморандуме о сотрудничестве. Будем на практике делать первые шаги в этом направлении.

Встречи с представителями судебной системы Украины и автономии были очень полезны. Благодаря им состоялся обмен опытом. Мы хотим выразить благодарность нашим коллегам и надеемся на скорую встречу в Ливии.

P.S. Во время визита в Украину cудьи Верховного Суда Ливии ознакомились с достопримечательностями Крыма. Подробнее о пребывании делегации на полуострове — на стр. 8.