Закон і Бізнес


Председатель ССОС Инна Отрош:

«Если руководитель — хороший хозяин, ему удается обеспечить суд всем необходимым»


№29 (1119) 20.07—26.07.2013
ЛИЛИЯ КУРИННА
4710

Совет всегда много внимания уделяет общению с кандидатами на админдолжности. И это не случайно, ведь на него возложена ответственность за выбор самых достойных законников, которые собственным примером должны утверждать авторитет судебной власти. Как не ошибиться и выбрать тех служителей Фемиды, которые даже в условиях недофинансирования могут навести порядок в суде, нашему изданию рассказала председатель ССОС Инна ОТРОШ.


«Практически все предложения ССОС к плану работы ССУ были учтены»

— Инна Алексеевна, вы уже почти полгода возглавляете Совет судей общих судов. Какие изменения произошли за это время в организации его работы?

— Собственно, организация работы существенно не изменилась, но в этом году несколько сместились акценты деятельности совета. Мы не только сосредоточились на решении неотложных вопросов, но и уделили внимание проб­лемам, которые требуют стратегического решения в расчете на долговременную перспективу. Так, в I полугодии 2013 года деятельность ССОС была направлена не только на осуществление контроля за работой общих судов и решение вопросов, касающихся их организационно-материального обеспечения. Мы также способствовали повышению прозрачности функционирования судебной власти, освещению на официальном сайте ССОС его деятельности по укреплению судейского самоуправления.

В этом году впервые проводится системный мониторинг состояния информационного наполнения сайтов и их обновления. Это дает возможность более предметно анализировать работу судов в данном направлении и, соответственно, помогать им ее улучшать.

Примечательно, что в I полугодии совет посодействовал оптимизации направления гражданских дел в Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел для обеспечения их своевременного кассационного рассмотрения. Этого удалось достичь путем согласования возможности направлять по электронной почте  запросы об истребовании гражданских дел.

Отдельным направлением работы стало повышение эффективности исполнения судебных решений. Совет поручил Государственной судебной администрации предоставить судам общей юрисдикции информацию о регистрационных номерах учетных карточек налогоплательщиков — взыскателей и должников, а также ускорить доступ учреждений к соответствующему функционалу программного продукта Д-3.

В течение указанного периода ССОС также активно работал над решением кадровых вопросов: за 6 месяцев 2013 года он внес в Высший совет юстиции 160 представлений. Из них 148 — о назначении на должности председателя суда или заместителя председателя, 10 — об освобождении от должностей заместителей с последующим их назначением на должности руководителей, 2 — об освобождении от должности председателя по собственному желанию.

Считаю, что совет работает продуктивно и результаты будут полезны для общих судов.

— Должность руководителя обычно требует твердости характера, даже мужества. Вам, как женщине, не трудно возглавлять Печерский районный суд г.Киева и быть председателем ССОС?

— Возможно, как женщине, мне иногда и бывает трудно, ведь из-за достаточно напряженного графика работы часто не хватает времени на родных и близких. Однако, как юристу и специалисту, чрезвычайно интересно. Я не только работаю судьей, у меня есть возможность влиять на организацию профессиональной деятельности законников (и, надеюсь, улучшать).

Замечу также: если ты занимаешь административную или руководящую должность в органе судейского самоуправления, это прежде всего значит, что коллеги и все сообщество тебе доверяют. Это доверие дорогого стоит, но в то же время требует ответственного отношения. Считаю, что лучше не заострять внимание на трудностях, а находить пути их преодоления.

— Ваш предшественник был членом Совета судей Украины, а вы — нет. Как удается выстраивать сотрудничество с ССУ?

— Сейчас наше сотрудничество с Советом судей Украины — на высоком уровне. Ведь у нас общая цель, обычно одинаковые действия и усилия для достижения поставленных задач. Если же мнения отличаются (бывает и такое, и это нормально) — ведем диалог, пыта­емся достичь компромисса. Верю, что в любом случае принимаем наиболее конструктивные решения, которые смогут принести максимум пользы. Приятно, что ССУ волнуют проблемы общих судов. Так, практически все предложения ССОС к плану работы ССУ были учтены. Многие наши проблемы ССУ решает на высшем, стратегическом уровне.

— В одном из решений ССОС речь идет о следующих обязательствах: «принять меры по обеспечению информационной открытости деятельности общих судов, повышению уровня доверия граждан к правосудию, укреплению авторитета судебной власти». Какие конкретные шаги, по-вашему, будут способствовать реализации этих требований?

— Информационная открытость — это залог повышения уровня доверия граждан к правосудию и укрепления авторитета судебной власти. Мы стремимся как можно полнее и объективнее сообщать общественности о своей деятельности, ведь именно закрытость и недомолвки порождают слухи и небылицы. Конечно, в наше время самым востребованным и оперативным каналом информации является Интернет. Поэтому мы пытаемся уделять больше внимания информированию о деятельности суда именно во Всемирной сети.

Как известно, более 2 лет на общегосударственном уровне ведется большая работа по обеспечению судов техническими средствами для размещения информации на официальных сайтах. Понятно, что это не только технический вопрос. Полноценное использование Интернета в информационной деятельности требует ответственного отношения непосредственно на местах. Председатели судов должны взять под личный контроль своевременное размещение информации, ее постоянное обновление, качество, полноту и достоверность самих сообщений. Информационная политика — это, безусловно, компетенция руководства, поэтому председатели учреждений не должны стоять в стороне от этих вопросов. Каждое мое утро как председателя суда начинается с посещения страницы Печерского райсуда.

Что касается повышения уровня доверия граждан и укрепления авторитета судебной власти, то эти вопросы, безусловно, требуют комплексного решения. Среди составляющих, как я отмечала, — максимальная открытость самих судов для общественности. Не менее важным является обеспечение независимости судебной власти, создание надлежащих условий работы, постоянное проведение просветительской работы среди граждан (в частности, и с помощью массмедиа).

Кроме того, по моему убеждению, важно, чтобы судебная власть в нашей стране начиналась для гражданина буквально с входных дверей суда, с каждого работника, который своим добросовестным отношением к работе, безукоризненным поведением и опрятным видом должен утверждать и поддерживать ее авторитет.

«Наша цель — не наказать, а сделать так, чтобы все суды регулярно наполняли свои веб-страницы»

— Совет уделяет много внимания состоянию официальных веб-сайтов судов. Но некоторые руководители до сих пор игнорируют требования, касающиеся надлежащей информационной наполненности.

— Вопрос полноценного наполнения официальных веб-страниц действительно до конца еще не решен. Кто-то из руководителей больше внимания уделяет этому направлению работы, кто-то — меньше. Одно можно сказать с уверенностью: суды постепенно осваивают Интернет, и скоро всю необходимую информацию мы будем видеть на их официальных страницах. Это — объективное требование времени, избежать технического прогресса и информатизации, поверьте, не удастся ни одному руководителю.

Хочется отметить, что позитивная динамика в этом направлении есть и ССОС сыграл здесь не последнюю роль. Ежемесячно совет в обязательном порядке осуществляет мониторинг наполнения официальных сайтов. Его цель — прежде всего привлечь внимание к вопросу, заинтересовать этим направлением работы председателей судов.

Совет еще в феврале этого года утвердил требования к содержанию информации, которая должна быть обнародована на страницах общих судов, чтобы, с одной стороны, систематизировать работу по наполнению официальных сайтов, а с другой — облегчить ее для руководителей. Кроме того, на последнем заседании (25.06.2013) совет принял решение, которым внес дополнение в требования к содержанию этой информации. Отныне на официальных страницах нужно размещать списки назначенных к рассмотрению дел и показатели деятельно­сти суда за полугодие и за год.

Как известно, решения ССОС являются обязательными для исполнения. Поэтому, если руководители упорно продолжают игнорировать такие решения, можно ставить вопрос о дисциплинарной ответственности. Однако наша цель — не наказать, а сделать так, чтобы все суды действительно начали регулярно напол­нять свои веб-страницы необходимой для граждан информацией.

Убеждена: каждый должен иметь возможность получить в Интернете максимально полную информацию о дея­тельности того или иного суда. Таково требование дня сегодняшнего, это не прихоть совета. Кстати, что касается влияния ССОС на руководителей, то были случаи, когда принятие решения о даче рекомендации кандидату на админдолжность откладывалось лишь потому, что официальный сайт пол­ноценно не наполнялся. К тому же совет на собственном примере показывает, как следует работать в этом направлении.

Сегодня мы размещаем на нашем сайте все анонсы заседаний, отчеты, решения совета, контактную информацию, законодательную базу, новости и т.п. К тому же мы пользуемся сайтом ГСАУ, где дублируем информацию о заседании совета. То есть пытаемся использовать все имеющиеся ресурсы, чтобы как можно шире проинформировать общественность о нашей деятельности.

Думаю, значительно улучшит ситуацию введение должности пресс-секретаря, ведь во многих судах, особенно в небольших, объективно некому заниматься наполнением веб-страниц. Обычно в таких случаях эта работа ложится дополнительной нагрузкой на специалиста, у которого нет четкого представления и практического опыта по осуществлению такой деятельности и хватает своих основных должностных обязанностей.

— Насколько регулярно наполняется новой информацией веб-сайт Печерского райсуда? Почему нет новостей о результатах рассмотрения дел?

— Страница Печерского райсуда обновляется постоянно. Мы действительно пытаемся уделять этому вопросу максимальное внимание. Впрочем, для нас это тоже новое направление работы, которое требует совершенствования технических возможностей и постоянного контроля. С недавних пор на странице суда можно найти данные о состоянии рассмотрения каждого дела. Это значительно экономит время и силы как заинтересованных лиц, так и работников суда. Теперь не нужно звонить в канцелярию или ехать — всю необходимую информацию можно получить за несколько минут, используя домашний компьютер.

Такую информацию вносят непосредственно с помощью программы электронного делопроизводства суда Д-3 секретари заседаний. Для них это также новые обязанности, поэтому пока не все идет гладко, но, считаю, это вопрос практики и времени. Планируется, что вскоре в судебной системе информация для каждого ее участника станет доступна в интерактивном режиме.

Что касается новостей о результатах рассмотрения дел, то тексты самих решений, как известно, размещаются в Едином государственном реестре судебных решений. Печерский райсуд направляет решения в реестр очень оперативно, сразу после подписания. Этот процесс я конт­ролирую лично.

Если же имеется в виду подготовка и размещение пресс-релизов о резонансных или общественно важных делах, то соглашусь: такая форма работы была бы идеальной с точки зрения полноты и достоверности освещения рассмотрения дела. Непременно будем этим заниматься на постоянной основе, как только в судах общей юрисдикции появятся пресс-секретари. Сегодня мы лишь иногда прибегаем к такой практике. Знаю, что некоторые суды готовят данную информацию регулярно и это дает положительные результаты. Если пресс-релиз размещен оперативно, то существенно уменьшается или полностью исключается вероятность ошибочной трактовки информации журналистами. Как председатель, я также стремлюсь все новаторские идеи использовать в информационной работе возглавляемого мной учреждения, потому что искренне хочу быть примером и образцом для других.

«Личное общение для принятия кадровых решений является не менее важным, чем изучение документов кандидата»

— На заседаниях совета иногда приходится рассматривать конфликты, возникающие между судьями и руководством суда. В Печерском райсуде бывают такие ситуации? Если да, как вы их решаете?

— Конфликты возникают время от времени в каждом коллективе, и чем больше коллектив, тем чаще они бывают. Это нормально и даже закономерно. Важно, как люди выходят из таких ситуаций, могут ли прийти к компромиссу, признать ошибку, принять противоположную позицию. Именно в таких случаях проявляется мудрость руководителя, сугубо человеческие рассудительность, сдержанность, воспитанность.

Сейчас все конфликтные ситуации в нашем суде решаются цивилизованно, за что я, пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить коллектив. Именно понимание, доброжелательность и неподдельная заинтересованность моих коллег в том, чтобы работать как можно лучше, помогают нам вместе преодолевать все трудности и достойно обеспечивать осуществление правосудия.

— Во время общения с кандидатами на админдолжности ССОС имеет дело только со справками и статистиче­скими данными. На что еще лично вы обращаете внимание, чтобы определить, насколько претендент достоин рекомендации?

— Действительно, личное общение для принятия кадровых решений является не менее важным, чем изучение документов кандидата. Здесь оценивается все: и внеш­ний вид, и умение говорить, убеждать, правильно владеть мимикой, жестами, производить общее положительное впечатление. Обращаем внимание и на соблюдение кандидатами делового этикета, судейской этики, ведь в случае избрания эти лица станут примером для всего коллектива.

Кроме того, у меня, как у председа­теля ССОС, есть право истребовать допол­нительные документы относительно кандидата, и я часто им пользуюсь. Это могут быть данные и о статистических показателях работы, и о наличии частных опреде­лений или даже уголовных дел.

— Судьи часто жалуются на плохие помещения, отсутствие необходимого оборудования. Что вы можете посоветовать председателям судов, у которых есть такие проблемы, для улучшения ситуации?

— Скажу откровенно: в большинстве случаев такие жалобы абсолютно объективны. К сожалению, проблема с материально-техническим обеспечением действительно есть, и коротко о ней не скажешь. Нет такого заседания совета, на котором бы в том или ином аспекте не обсуждали эти вопросы. Примечательно, что в тех судах, где председатели принимают необходимые меры, осуществляют контроль за использованием имущества и обеспечением надлежащих условий труда, результат действительно есть.

Я, как председатель, знаю, что такое ответственность за нормальные условия работы для всего коллектива. Приходится использовать все возможности и ресурсы, чтобы не подвести людей. Могу утверждать, что материально-техническое обеспечение каждого суда в значительной мере зависит от добросовестности и упорства его руководителя.

Если руководитель — хороший хозяин, то, несмотря на существование действительно объективных проблем с финансированием судебной системы, ему удается максимально обеспечить возглавляемое им учреждение всем необходимым для полноценной работы. Именно такие руководители — хозяйственные, ответст­венные, небезразличные — нужны судебной системе и не только ей.

— В одном из решений совета речь идет о ненадлежащей оплате труда работников аппарата суда. Как вы считаете, в ближайшее время ситуация может улучшиться? И что необходимо сделать для решения этой проблемы?

— Вопрос кадров для аппарата — один из главных и стратегических для судебной власти. Сегодня требования к большинству претендентов на должно­сти в аппарате не намного ниже, чем к кандидатам на должность судьи впервые. В то же время зарплата работников аппарата в судах первой инстанции недопустимо низкая. Из-за этого страдает прежде всего судебная система страны: молодые специалисты оставляют должности в большинстве случаев из-за низкой зарплаты. А ведь именно на аппарат возложена вся работа по подготовке и обеспечению судебного процесса.

Без работников аппарата осуществление правосудия было бы невозможным. И такая важная роль этих людей требует достойного денежного вознаграждения.

Мы неоднократно обращались в ГСАУ, чтобы найти возможности для улучшения ситуации. Сегодня текучесть кадров в аппаратах достигает 50%. Из-за этого руководители часто вынуждены брать на работу не самых лучших, а тех, кто на нее соглашается. Такая ситуация не повышает авторитет судебной власти и никоим образом не приближает нас к формированию достойного отношения к судам как к месту работы высокопрофессиональных специалистов.

Очевидно, что зарплата работников­ аппарата обязательно должна быть повы­шена. Что для этого можно сделать? Принять волевое решение — и повысить! Как несколько лет назад это было сделано с зарплатами судей судов первой инстанции. Может быть, в несколько этапов, постепенно, но делать это нужно уже сегодня.

«Коррупцию в судебной системе следует не только всесторонне освещать, она должна осуждаться как судейским сообществом, так и обществом в целом»

— Как вы считаете, будет ли иметь практическую пользу Кодекс судейской этики, принятый на съезде судей Украины?

— Убеждена: новый кодекс однозначно будет способствовать улучшению работы судебной системы. Требования к современному служителю Фемиды по сравнению с теми, которые существовали 5—10 лет назад, качественно повысились. К поведению и образу жизни, кругу общения, внешнему виду обладателей мантий — совсем другие требования. Причем не только на работе, но и в быту, во время отдыха. Закрепление этих критериев поможет законниками и кандидатам на должность осознать уровень собственной ответственности перед обществом. Как следствие — повысится и доверие общества. Если мы говорим об улучшении репутации судебной власти, о формировании мнения о почетности, даже привилегированности этой профессии, то следует осознавать, что такая особенность налагает на служителей Фемиды много ограничений. Об этом фактически и говорится в кодексе.

В то же время повышение эффек­тив­ности работы именно как органа правосудия вряд ли было основной целью разработчиков кодекса. Этот документ — в первую очередь акт добровольного самоограничения законников как во время осуществления правосудия, так и вне работы. Кодекс воплощает прежде всего стремление судейского корпуса закрепить мо­раль­но-этические стандарты, обусловленные статусом законников. Нарушение правил профессиональной этики — не основание для привлечения служителя Фемиды к дисциплинарной ответственности. Однако положения кодекса призваны постоянно напоминать о необходимости быть чрезвычайно требовательным к себе, к своему поведению, начиная с судебного процесса и заканчивая общением в социальных сетях.

— Можно ли считать проведение митингов, пикетов и голодовок давлением на судей, вмешательством в осуществление независимого правосудия?

— Любые публичные критические вы­сказывания и негативная оценка процес­суальных действий судьи и его решений могут рассматриваться как давление на служителей Фемиды и вмешательство в осуществление ими правосудия. Это дол­жен понимать каждый, тогда мы сможем достичь высокого уровня осуществления правосудия.

Впрочем, сейчас роль общественности в общественной жизни, в принятии общественно важных решений, в частности и на государственном уровне, во всем мире с каждым годом увеличивается. Митинги, пикеты и другие формы выражения критического общественного мнения считаются абсолютно приемлемыми. У людей должна быть возможность публично выразить свое несогласие с определенным решением, действием или позицией власти, в частности и судебной.

Однако в любой ситуации, в любом действии, в каждом высказывании должно быть уважение к суду, к сторонам процесса. Кроме того, окончательное решение суда также должно восприниматься адекватно. Для этого следует предварительно готовить общественность, проводить регулярную просветительскую работу в области права, разъяснять, почему в конкретном случае можно принять единственно правильное законное решение.

— СМИ должны освещать «темные стороны судопроизводства», например рассказывать о случаях коррупции? Или такие публикации еще больше подрывают авторитет служителей Фемиды и, как следствие, не помогают исправить ситуацию — вернуть доверие к судопроизводству в Украине?

— В демократическом обществе идти другим путем невозможно. Случаи коррупции в судебной системе следует не только всесторонне освещать, они должны категорически и бескомпромиссно осуждаться как судейским сообществом, так и обществом в целом. Только такие действия помогут исправить ситуацию — вернуть доверие к судопроизводству в Украине.

Другой вопрос, что в СМИ не всегда объ­ективно освещают определенные события, к которым причастны законники или работники аппарата. Бывает также, что журналисты делают общие выводы на основании единичных случаев.

Несмотря на риск искажения фактов, непонимания и неприятия, общественность ни при каких обстоятельствах не может быть ограничена в праве на получение честной и достоверной информации обо всех значительных событиях, в частности и негативных, происходящих во властных структурах. Безусловно, судебная система также не может быть исключением из этого правила. Другое дело, что, освещая определенную проблематику, в частности и так называемые коррупционные скандалы в судебной власти, не все представители массмедиа помнят о собственной моральной ответственности и этических принципах журналиста.

Иногда личные политические убеждения автора материала либо же баналь­ное желание повысить рейтинг того или иного СМИ путем распространения сомнительной информации приводят к тому, что общество получает по меньшей мере некачественный информационный продукт. Распространение непроверенной, искаженной, а иногда просто ошибочной информации о суде, безусловно, подрывает его авторитет. Под влиянием таких сообщений в обществе формируется неверное, но устойчивое представление о том, что такие недостатки присущи всей судебной системе.

Общеизвестно и то, что сообщения в прессе иногда используются недобро­совестными участниками процесса как одно из средств влияния и давления на суд, что в цивилизованном обществе считается недопустимым.

Среди механизмов уменьшения количества случаев необъективного освещения в СМИ и то, что судам следует более активно информировать о своей деятельности, готовить пресс-релизы по самым резонансным делам. Роль пресс-секретарей должна стать ключевой в этом процессе.

— Так вы полагаете, что необходимо создавать пресс-службы в судах? А судебные телеканалы?

— Да, безусловно. В судах должны работать пресс-службы или хотя бы пресс-секретари. Это мировая практика, которая себя оправдала, поэтому, уверена, и у нас такой подход сработает. Создание пресс-служб в судах позволит сообщать более точную и достоверную информацию о событиях, к которым приковано внимание общественности. При этом судебная система уже не была бы пассивным объектом сплетен и выдумок, которые, возможно, и неосознанно распространяют некоторые СМИ. Она приобрела бы статус полноценного субъекта информационного пространства, имея, в частности, и такой важный инструмент защиты собственного авторитета, как право на ответ.

Кстати, сегодня при ГСАУ создана рабочая группа по вопросам коммуникаций, которая готовит концепцию единого пресс-центра судебной власти. Этим документом будет предусмотрено также введение в каждом суде должности пресс-секретаря. Таким образом, надеюсь, уже в ближайшие годы мы будем иметь профессиональную сеть пресс-секретарей.

Что касается телеканалов, то здесь все будет зависеть от организационной формы их деятельности. Всегда существует риск использования таких телеканалов для давления на суд. Этот вопрос требует всестороннего изучения, и решать его нужно достаточно осторожно. Более приемлемой мне кажется деятельность пресс-служб, которые будут предоставлять полную и объективную информацию о рассмотрении общественно важного дела.

— Каким должен быть баланс между открытостью и информационной защитой судов? Как определить, где та грань, за которой открытость может представлять угрозу служителям Фемиды?

— Однозначно такой баланс должен быть. Впрочем, то, каковы же пределы открытости, до сих пор выясняют даже в странах с наиболее развитыми демократиями. И к единому мнению, поверьте, не пришли ни в одной судебной системе мира. По моему мнению, открытость должна касаться исключительно рассмотрения дел, а также случаев нарушения присяги. Судья, который назначается на должность впервые, принимает присягу и обещает подчиняться только закону. Это уже предполагает, что в своей жизни и на работе он будет примером для всех и его поведение должно быть только правомерным.