Закон і Бізнес


Удар по своим

Партнеры по оппозиции против участия Тимошенко в выборах Президента


№27 (1117) 06.07—12.07.2013
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
2743

Могут ли осужденные граждане баллотироваться на должность главы государства? Прямого ограничения их прав Конституция не содержит. Учитывая это, нардеп Сергей Мищенко решил открыть путь к посту №1 всем украинцам, убрав из закона требования относительно судимости кандидатов.


Судимость — не препятствие?

Появление своей инициативы (№2354а) внефракционный нардеп объяснил тем, что ст.103 Основного Закона содержит исчерпывающий перечень условий, соблюдение которых позволяет претендовать на высшую государственную должность. «Ни одиного требования относительно наличия и отсутствия судимости в ст.103 Конституции не преду­смотрено», — отмечается в пояснительной записке к проекту. А если так, делает вывод С.Мищенко, то дополнительные ограничения, указанные в ч.4 ст.9 закона «О выборах Президента Украины», нельзя считать конституционными.

Соответственно, по мнению нардепа, возникла «тревожная ситуация, которая угрожает конституционному праву граждан избирать и быть избранным». Чтобы это обстоятельство не препятствовало судимым украинцам выдвигать свои кандидатуры на президентский пост, С.Мищенко предлагает просто убрать из закона, кроме упомянутой ч.4. ст.9, также часть п.«б» ч.1 ст.52, которая обязывает Центральную избирательную комиссию отказывать в регистрации лицу в случае «вступления в отношение него в законную силу обвинительного приговора суда за совершение умышленного преступления».

«Закон должен определять порядок проведения выборов, а не выдвигать новые требования к кандидатам об их судимостях», — объяснил свою позицию нардеп. В то же время, давая комментарии журналистам, он не скрывал, что подготовил законопроект, чтобы предоставить Юлии Тимошенко возможность баллотироваться в президенты. «Ю.Тимошенко на съезде ВО «Батьківщина» была выдвинута единым кандидатом. Думаю, она может быть избранной даже из тюрьмы», — отметил С.Мищенко.

Действительно, создатели Конституции по каким-то причинам забыли продублировать в ст.103 норму, аналогичную ч.3 ст.76, касающейся народных депутатов. Исправить промах решили с помощью закона. И вряд ли это кого-то тревожило бы, не окажись экс-премьер в тюрьме. В конце концов у украинцев хватило бы здравого смысла, чтобы не доверить управление страной человеку, который находится за решеткой или имеет непогашенную судимость.

Кстати, Венецианская комиссия в заключении относительно закона «О выборах народных депутатов Украины» назвала среди «серьезных недостатков» ограничение права на выдвижение кандидатом в народные депутаты лица, осужденного за совершение умышленного преступления, независимо от его значимости. Равно как и требование об обязательном 5-летнем проживании кандидата на территории Украины. Но эти нормы содержатся в Конституции, убрать их оттуда намного сложнее, чем из закона.

С верой в... поражение

Если в Европе хотя бы предлагают дифференцировать осуждение за преступления, которые препятствуют получению представительского мандата, то проект №2354а никаких оговорок не содержит. Очевидно, потому, что он рассмат­ривается как акт индивидуального действия. Однако и под таким углом зрения эту инициативу неоднозначно восприняли даже в самой оппозиции.

Так, представитель «Батьківщини» Сергей Пашинский поддержал автора проекта, но скептически настроен относительно возможности его принятия в сессионном зале. «Однозначно, наша фракция поддерживает такой законопроект, однако мы понимаем, что он не имеет шансов на принятие», — заявил он, напомнив, что неудачу потерпела также идея декриминализации статей Уголовного кодекса, целью которой была возможность освободить Ю.Тимошенко. Хотя эксперты указывают на существенное отличие этих двух путей для экс-премьера к президентскому креслу: если убрать нормы из кодекса, на свободе автоматически окажутся и все чиновники, осужденные по тем же статьям УК, а шанс быть избранным главой государства, находясь за решеткой, есть только у одного человека.

Скептицизм С.Пашинского, наверное, основывается и на том, что такая инициа­тива не имеет 100%-й поддержки у оппозиционеров. В частности, «ударовец» Валерий Карпунцов высказался категорически: гражданин Украины, у которого есть судимость, не должен иметь права баллотироваться в президенты. «Странно, что мы этот вопрос обсуждаем. Как это, судимый человек может быть на высшей должности? А откуда руководить, из тюрьмы? Вообще это словоблудие в данном случае, не может быть такого в демократическом государстве», — заявил он в эфире на «5-м канале».

Однако в противоположном лагере не так категоричны. «Регионал» Влади­слав Лукьянов, например, уверен, что для принятия этого проекта «необходимо провести соответствующую работу со всеми фракциями».

А представитель главы государства в ВР Юрий Мирошниченко считает, что «человек, который был осужден, обычно, имеет право баллотироваться, когда завершена процедура понесения наказания». По словам нардепа, именно такой позиции придерживается и глава государства. «Президент как гарант Конституции, конечно, считает, что право человека ограничить никто не может. Если снятие судимости или погашение судимости фиксирует момент, когда человек перед обществом искупил ту вину, которая была в виде правонарушения, или даже преступления, то никто не может искусственно его ограничить в реализации своих политических прав», — отметил он.

Самым простым путем для решения спора, по мнению экспертов, было бы обращение в Конституционный Суд. И для этого достаточно 45 подписей, с чем оппозиции вряд ли возникли бы проблемы. Конечно, если разделять цель, которой руководствовался С.Мищенко, подавая свой проект.