Закон і Бізнес


Одним больше

В ЕС появился 28-й член, который еще верит в его будущее


№27 (1117) 06.07—12.07.2013
3050

Хорватия официально стала 28-м членом Европейского Союза. Празднества по случаю торжественного события были не такими пышными, как ранее в подобных случаях, и сопровождались дискуссиями как о состоянии хорватской экономики, так и о дальнейшей судьбе ЕС.


Семь лет реформ

Учитывая, что экономика этой балканской страны уже пятый год пребывает в рецессии, а безработица достигла рекордного 21%, мало кто из местных жителей настроен широко отмечать долгожданную европейскую интеграцию, сообщает ИТАР-ТАСС. В Брюсселе также обеспокоены многочисленными экономическими проблемами, с которыми столкнулся ЕС в последние годы. Именно они стали причиной разного рода трений внутри сообщества и слухов о его возможном распаде.

По последним данным проводившегося изучения общественного мнения, вступ­ление Хорватии в ЕС безоговорочно поддерживают лишь около 23% населения страны. За время кризиса привлекательность Союза в глазах граждан существенно померкла, и, по мнению многих хорватов, европейская интеграция не принесет стране ничего хорошего, о чем свидетельствует пример Греции и Португалии.

Президент Хорватии Иво Йосипович рассказал в интервью одному из местных телеканалов, что в последнее время западные журналисты часто задавали ему вопрос о том, почему его страна хочет вступить в Евросоюз. «Потому что мы верим, что у ЕС есть будущее», — подчеркнул глава государства.

Хорватия присоединяется к евросообществу спустя немногим более 20 лет, прошедших с момента начала войны за независимость, продолжавшейся 4 года и унесшей около 20 тыс. жизней. Эта страна с населением 4,4 млн человек стала вторым по счету государством — членом ЕС, ранее входившим в состав Югославии. Первой в 2004 году вступила в Союз Словения.

Чтобы войти в состав ЕС, Хорватии потребовалось 7 лет непростых и зачастую непопулярных реформ и решений, осуществляемых под контролем Брюсселя. В частности, Загреб выдал Международному трибуналу по бывшей Югославии ряд высокопоставленных военных и политических деятелей, обвиняемых в совершении военных преступлений, что вызвало крайне негативную реакцию граждан.

Власти также вынуждены были продать большую часть прославленных судостроительных верфей, погрязших в многомиллионных долгах. В стране началась борьба с коррупцией на всех уровнях, в результате чего за решетку угодил бывший премьер-министр Иво Санадер.

Известие о том, что из-за занятости торжественную церемонию вступления Хорватии в ЕС не посетит канцлер Германии Ангела Меркель — неформальный лидер блока, также не способствовало праздничному настроению. Сославшись на чрезвычайную занятость, А.Меркель направила руководству страны видеопо­слание, в котором, помимо поздравлений, обратила внимание на необходимость укрепления главенства закона и дальнейшей борьбы с коррупцией.

Радужные надежды и… черные флаги

Эксперты сходятся в том, что присоединение к Евросоюзу, безусловно, сделает Хорватию более привлекательной для туристов и даже может принести новые инвестиции. К другим безусловным плюсам относят и то, что Загреб получит жизненно необходимые субсидии ЕС. По данным Минфина, в 2013-м Евросоюз выделит €800 млн, затем из года в год эта цифра будет только увеличиваться. Кроме того, страна повысит свою инвестиционную привлекательность, а ее граждане смогут абсолютно свободно передвигаться по территории ЕС, легко трудоустраиваться и получать высококачественное европейское образование.

В то же время цена членства ЕС для Хорватии может оказаться непомерно высокой. Главные опасения заключаются в том, что экономически слабая страна может не выдержать неравной конкуренции с сильными соседями. В частности, с итальянцами, которые способны на корню скупить местный бизнес.

Многие боятся резкого повышения цен при том, что заработные платы останутся на прежнем уровне, а также введения для хорватского бизнеса завышенных европейских требований и, соответственно, разорения местных компаний. Озабоченность вызывает также возможность наплыва в эту балканскую страну нелегальных мигрантов.

Хорватов пугает перспектива выплаты своих кровных сбережений в общеевропейский «котел», откуда эти средства пойдут на выплату греческих пенсий и португальских пособий по безработице. Кроме того, многие сомневаются в будущем ЕС и евровалюты, особенно на фоне призывов ряда стран выйти из еврозоны и вернуться к национальным валютам.

Не радует хорватов и перспектива окончательно потерять экономическую самостоятельность, особенно в свете недавних договоренностей лидеров Италии и ФРГ о создании единого экономического правительства еврозоны.

Возможно поэтому противники вступ­ления Хорватии в ЕС отмечают это событие, вывешивая над своими домами черные флаги…