Закон і Бізнес


Провокационное искушение.

СБУ решила развязать себе руки в борьбе за чистоту мантий


Преступление и наказание, №23 (1010) 04.06—10.06.2011
Ольга Кириенко
2689

На ловца и взяточник бежит, особенно если ловят на «живца». Очевидно, так решили в Службе безопасности и, чтобы развязать се¬бе руки в борьбе с людьми, падкими на наживу, предложили отменить уголовную ответственность за провокацию дачи взятки. Правда, инициатива эта касается лишь судей.


Сложности фиксирования

Речь идет о ст.370 УК, предусматривающей для стражей порядка наказание за провокацию взятки в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. Это достаточно суровое наказание, и, похоже, именно поэтому право¬охранители решили обезопасить себя и вместе с тем повысить эффективность борь¬¬бы с коррупционерами. 
Почему силовики хотят без¬наказанно провоцировать на получение «вознаграждения» именно судей, сотрудники СБУ объясняют так: если бы законодатель отменил эту норму, они могли бы более эффективно бороться со взяточничеством в третьей ветви власти. В частности, такое мнение выразил начальник управления главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ Виктор Трепак. Он отметил, что сейчас существует много проблем и препятствий для фиксирования стражами порядка фактов взяточничества среди людей в мантиях. «В настоящее время без людей, которые бы обращались к нам и говорили, что от них требуют взятку, задокументировать ее очень-очень сложно», — объяснил В.Трепак.
По словам представителя СБУ, для искоренения основных источников судейской коррупции должны быть задействованы все государственные и общественные институты, ведь коррупция в третьей ветви власти — это в первую очередь проблема отношений в обществе. «Трудно побороть коррупцию в суде, когда граждане сами ищут пути, как занести судье деньги», — отметил он. Особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности возлагает на стражей порядка задачу тщательно документировать такие преступления. «Мы можем привлечь к ответственности нечистого на руку судью, если сознательный гражданин не будет пытаться за определенную сумму склонить рычаги судопроизводства на свою сторону, а бороться со взяточником вместе с нами», — заявил В.Трепак.

Неутешительная статистика

По данным пресс-центра СБУ, в прошлом году по материалам ведомства возбуждено 33 уголовных дела в отношении представителей третьей ветви власти, в частности 29 — против судей, из них 21 — по признакам взяточничества. 
В прошлом году были приговорены к разным срокам заключения 11 судей и 1 секретарь суда. 8 судей признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.368 УК, 3 судей — в совершении других должностных преступлений. 
В период с января по апрель 2011 года по материалам СБУ возбуждено уже 12 уголовных дел в отношении работников судебных органов, из них 4 — по признакам взяточничества. 
Так, 25 мая сотрудники СБУ поймали с поличным судью одного из районных судов столицы. Злоупотребляя своим служебным положением, служитель Фемиды через посредника требовал и получил взятку за принятие процессуальных решений по гражданскому делу в интересах одной из сторон. Сотрудники СБУ задержали злоумышленников во время получения «вознаграждения» в размере $2 тыс.
Среди других задержанных сотрудниками СБУ на месте преступления с начала года только в г.Киеве — судья Киевского апелляционного административного суда, судьи Днепровского, Святошинского районных судов столицы, а также 4 работника Шевченковского райсуда столицы.

Социологический катализатор

Отметим: ранее мы уже приводили данные социологических опросов (см. №21 «ЗиБ». — Прим. ред.). В част¬ности, в настоящее время украинцы считают наиболее коррумпированными структурами суд и милицию: 57% респондентов убеждены, что добиться справедливости в судах можно, но это дорого стоит, еще около 28% считают, что суды в Украине полностью коррумпированы. 
Вместе с тем, как свидетельствуют статистические данные, падких на наживу хватает как в судах, так и в правоохранительных органах. По крайней мере, в этом убеждены граждане. Следовательно, возможность развязать руки стражам порядка для выявления судей-взяточников выглядит как-то нелогично, поскольку уровень доверия к правоохранителям в обществе также не высок. 
Вообще важность общественного мнения как движущей силы любых новаций трудно переоценить. Именно на низкий уровень доверия граждан к третьей ветви власти сделали ставку судебные реформаторы в 2009 го¬ду. Тогда законотворцы планировали изменить отечественную Фемиду к лучшему, одобрив закон «О судоустройстве и статусе судей». Необходимость оперативной «реконструкции» правосудия депутаты иллюстрировали неутешительными результатами социологических исследований. Кроме того, почти в то же время произошло скандальное задержание судьи Игоря Зварыча. Впрочем, два года назад обладателям мандатов не удалось воплотить в жизнь реформатор¬ские планы, и горький осадок от обвинений в коррумпированности у представителей судебной власти все же остался. 
Прошло время, и реформенный лед все же тронулся. И что мы имеем теперь?.. Якобы и требования к судьям повысили, и процедуру привлечения их к ответственности облегчили, и антикоррупционные механизмы улучшили, впрочем, изменить что-то в сознании граждан представителям обновленной Фемиды так и не удалось. Однако сами судьи в неутешительные данные социологических исследований не верят и приводят другую статистику. Так, за прошлый год в суды было подано около 8 млн исков, из них обжалованы в апелляционном и кассационном порядке решения только по 10% дел. Это, по мнению руководителя Высшего совета юстиции Владимира Колесниченко, свидетельствует о том, что данные социологических исследований относительно того, что 80% граждан не доверяют людям в мантиях, не соответствуют действительно¬сти, поскольку 90% лиц соглашаются с решением суда первой инстанции. 
Понятно, что коррупционным вирусом в той или иной степени заражены все ветви власти, а больше всего те структуры, деятельность которых связана с распределением и использованием бюджетных ассигнований, осущест¬влением правосудия, правоохранительной деятельно¬стью, землепользованием, таможенным и налоговым конт¬ролем. Но можно ли создавать двойные стандарты и предоставлять стражам порядка возможность провоцировать брать взятки лишь судей?.. Вопрос пока риторический. И, возможно, не стоит устраивать ловлю на «живца», поскольку, как говорил известный английский классик Оскар Уайльд, удержаться можно от всего, кроме искушения.