Закон і Бізнес


Коррупционные «бомбы» Налогового кодекса

Предлагаемые нововведения создадут среду для процветания чиновничьего произвола


Банки и клиенты, №29 (964) 17.07—23.07.2010
2967

Одно из основных направлений реформирования экономики, провозглашенное главой государства, — это борьба с коррупцией. 11 июня прошлого года парламентом был принят пакет антикоррупционных законов, которые должны вступить в действие с 1 января 2011 го¬да. При этом и противники, и сторонники нового антикоррупционного законодательства едины во мнении относительно целесообразности создания условий, препятствующих проявлениям коррупции.


В то же время 17 июня Верховная Рада приняла в первом чтении проект Налогового кодекса. Анализ данного документа показывает, что в нем есть нормы права, создающие условия для процветания коррупции. Остановимся на некоторых из них.

Без срока давности

Пункт 30.6 разд.XIX «Заключительные и переходные положения» проекта НК предусматривает внесение дополнений в ст.250 Хозяйственного кодекса. Эта статья определяет, что административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъектам хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения, кроме случаев, предусмотренных законом.
Предложенные проектом НК дополнения к ст.250 ХК преду¬сматривают, что действие этой статьи не распространяется на штрафы, размер и порядок взыскания которых определены этим кодексом, налоговыми и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы.
Очевидно, что это нововведение даст возможность недобросовестным чиновникам использовать его в собственных интересах. Отсутствие четкого ограничения сроков для применения административно-хозяйственных санкций за нарушение налогового законодательства позволяет установить зависимость субъектов предпринимательской деятельности от налогового инспектора. Указанная норма права идет вразрез с концепцией нового законодательства Украины о борьбе с коррупцией, которое направлено на устранение среды для ее проявления.

Произвольное применение

В действующем законодательстве Украины о налогообложении (ст.4.4.1 закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000) существует положение, что если норма закона или другого нормативно-правового акта предусматривает неоднозначное трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принятия решения как в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа, то решение принимается в пользу налогоплательщика.
В проекте НК такая гарантия для хозяйствующих субъектов отсутствует. В то же время практика реализации законодательства о налогообложении наглядно продемонстрировала, что зачастую нормы права противоречат друг другу. Таких коллизий нельзя исключить и после вступления в силу Налогового кодекса, в особенности с учетом существующих в проекте противоречий. Следовательно, представители налоговых и судебных органов смогут по своему усмотрению применять ту или иную норму права к конкретному субъекту предпринимательства, что приведет к произвольному (коррупционному) толкованию налогового законодательства.

Внесудебные права

Проект НК предоставляет право конфисковать имущество в счет погашения налоговой задолженности без решения суда. При этом, согласно проекту, сам факт наличия долга может быть «установлен» налоговой инспекцией без соответствующего судебного решения. Причем фискальным органам предоставляется право конфисковать средства налогоплательщика для погашения задолженности независимо от места хранения этих средств.
Данные положения фактиче¬ски дают добро на внесудебную конфискацию имущества, что прямо противоречит ст.41 Конституции.
Также проект НК позволяет налоговым органам своим административным решением, без судебного разбирательства, аннулировать регистрацию налогоплательщика, в частности на основании «отсутствия его по месту заявленного юридического адреса». Сфабриковать акт о том, что субъект отсутствует по указанному адресу, не составит труда. А значит, возможности для коррупционных действий и произвола чиновников существенно расширятся.

Социальная несправедливость

Некорректным является преду¬смотренный в проекте принцип социальной справедливости, когда размер налогов и сборов устанавливается в соответствии с фактической платежеспособностью налогоплательщиков. На практике это должно означать, что два плательщика, которые осуществляют один и тот же вид хозяйственной деятельности, но имеют разные финансовые результаты (разные доходы), а следовательно, и уровень платежеспособности, должны нести разную налоговую нагрузку. Такая ситуация позволяет чиновникам использовать эту норму в корыстных целях.
Приведены только некоторые нормы из проекта НК, имеющие коррупционную составляющую.
Основные задачи, которые предполагалось решить путем принятия Налогового кодекса, — это облегчить процедуру налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, собрать в одном документе все нормы права о налогообложении, устранить бюрократические препоны, коррупционную среду и создать благоприятные условия для развития бизнеса. Однако приведенные и ряд других положений проекта не только не решают этих задач, но и создают поле для процветания чиновничьего произвола.
Безусловно, необходимость принятия Налогового кодекса назрела уже давно, однако документ, принятый в первом чтении, нуждается в существенной доработке. С помощью норм права, в том числе и положений НК, необходимо не включать механизм «бомбы замедленного действия», созда¬ющей благоприятные условия для ее дальнейшего процветания коррупции, а бороться с ней.

Елена ЗЕЛЬДИНА,
 доктор юридических наук, заведующая сектором Института
экономико-правовых
исследований НАН Украины, г.Донецк

Учитывая тот резонанс, который вызвал в обществе проект НК, 8 июля парламент принял решение поручить Кабмину вынести кодекс на всенародное обсуждение. Все предложения и замечания Правительство долж¬но обобщить и подать в профильный комитет, который, в свою очередь, обязан внести доработанный проект НК в Верховную Раду до 10 сентября.