Закон і Бізнес


«Тройственная» угроза

Нужно сделать решающий выбор, дабы не оказаться в «серой зоне»


Украина и мир, №29 (964) 17.07—23.07.2010
2946

Таможенный союз Россия — Беларусь — Казахстан заработал. Для Украины это означает, что по соседству появился еще один торговый гигант, с которым надо считаться. И хотя большинство экспертов выражают мнение, что существование такого союза не будет иметь большого значения для Украины, думается, это не так.


Потери возможны

В 2003—2004 гг. эксперты подсчитывали возможные потери от расширения ЕС. Тогда украинский МИД называл цифру в i500 млн за два года, из которых большая часть должна была прийтись как раз на влияние Таможенного союза ЕС. К сожалению, впоследствии никто официально не взялся подсчитать потери Украины, но они были.
Об этом говорит хотя бы тот факт, что удельный вес экспорта в страны, ставшие членами ЕС, сократился. Произошло это в основном за счет продукции черной металлургии, химической промышленности и машиностроения. Сказались нетарифные ограничения на металлопродукцию и химию. Кроме того, страны Балтии со вступлением в ЕС денонсировали наши двусторонние соглашения о свободной торговле, в результате чего также наблюдалось падение экспорта.
Все это заставляет экспертов говорить о том, что предварительные подсчеты МИДа были верны. Косвенно это подтверждает: от «тройственного союза» тоже стоит ожидать потерь.
Что касается новосозданного образования, то в первую очередь непонятна судьба соглашений о свободной торговле с этими странами. На данный момент все члены сошлись во мнении, что договора остаются в силе, но именно в рамках Таможенного союза. Что будет, когда наши соседи перейдут к следующему этапу создания ЕЭП, пока не оговаривалось. Но даже если исходить из предпосылок, что новый Таможенный союз не пойдет на денонсацию ранее существу¬ющих договоренностей о свободной торговле, то долю от украинского экспорта он все же «отрежет». Первые ласточки уже есть. С 1 января этого года оказалось, что украин¬ские производители винной и коньячной продукции для ввоза своего товара в Россию долж¬ны получать лицензию, аналогичную той, которая требуется для ввоза вина в Беларусь и Казахстан, поскольку в рамках Таможенного союза предусмотрен единый для трех стран список товаров, к которым применяются ограничения по ввозу.

Страдание от преимуществ

Украинские власти понимают, что «нужно что-то делать». Так, Виктор Янукович в начале февраля 2010 г. заявил, что выступает за скорейшую интеграцию с Россией, Беларусью и Казахстаном. «Мы обязательно вернемся к работе в едином экономиче¬ском пространстве. Учитывая, что они уже далеко продвинулись в этом направлении, даже создали Таможенный союз, нам придется все это наверстывать», — подчеркнул Президент.
Вместе с тем представители украинского властного олимпа неод¬нократно заявляли, что речь о вступлении Киева в Таможенный союз сейчас не идет, ведь это противоречит обязательствам Украины перед Всемирной торговой организацией. Однако возможно за¬ключение новых международных соглашений, если они не будут перечить ранее заключенным договорам.
Кроме потерь непосредственно от унификации таможенных правил, Киев может пострадать от получаемых соседями преимуществ. В первую очередь речь идет о транзитных потоках. Основная проблема в том, что и Беларусь, и Россия, и страны Прибалтики уже давно проводят скоординированную политику, направленную на увеличение грузопотоков через собственные территории. Если же исчезнут таможни на границе с Россией, то украинские объемы транзита упадут в разы. При этом необходимо учитывать, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию — это российские грузы.

Торгово-политическая свобода

Сейчас основным преимуществом Украины остаются порты. Но в конце февраля 2010 г. Москва объявила о выделении 5 млрд руб. на строительство универсального порта в Ростове-на-Дону, который должен в будущем перенаправить на себя большую часть украинского трафика. Порт планируется сдать в 2013 г. Уже через 3 года он будет обрабатывать 16,5 млн т грузов ежегодно. Согласно расчетам российских экспертов, ростовский путь по доставке товаров в Европу будет на 15 суток короче традиционных маршрутов, и, соответственно, доставка контейнерных грузов будет обходиться на 5–10 $/т дешевле, чем при транспортировке через Украину.
Еще один возможный минус — это снижение потока инвестиций. Украина со своей инвестиционной привлекательностью не сможет конкурировать с огромным рынком Таможенного союза. Это значит, что иностранные компании предпочтут создавать дочерние предприятия на территории одного из трех государств союза для насыщения этого же рынка.
Однако некоторые эксперты считают, что новосозданная организация является «сырой» и еще должна доказать свою жизнеспособность. Опасения же относительного того, не окажется ли теперь Киев в «серой зоне» — между Евросоюзом и Таможенным союзом, преждевременны.
Известно, что Украина ведет переговоры с ЕС о за¬ключении договора о свободной торговле. Это облегчило бы украинским экспортерам доступ к самому большому в мире рынку. Кроме этого, более выгодным был бы импорт из ЕС товаров и оборудования, которые необходимы для модернизации экономики нашей страны.
Таможенный союз, в отличие от соглашения о свободной торговле, предполагает совместные внешние границы стран-участниц такого союза, что в свою очередь приведет к потере торгово-политиче¬ской свободы отдельных стран. Для Украины это создаст значительные неудобства. Во-первых, ей придется проводить дополнительные переговоры с партнерами по ВТО. Даже чисто технически это очень сложный и почти неосу¬ществимый процесс. Во-вторых, таким образом будет исключена возможность расширения договора о свободной торговле с ЕС. В-третьих, Киев будет больше импортировать из стран СНГ в ущерб европейским товаропроизводителям и собственной конкурентоспособности.
Поэтому нам нужно как можно скорее решить, с кем иметь более тесные связи — с бывшими «собратьями» или с Европой. Угроза оказаться в «серой зоне» может стать реальностью.

Светлана ПОДЯКО,
 «Независимый обозреватель стран Содружества»