Закон і Бізнес


Уголовное упрощение

Проведение экспертизы до возбуждения дела ускорит расследование


Законотворчество, №15 (1002) 09.04—15.04.2011
15688

Проведение более широкого круга следственных действий до возбуждения уголовного дела — довольно актуальный вопрос. Некоторые специалисты убеждены в необходимости законодательно закрепить возможность осуществлять ряд следственных действий до открытия уголовного дела. Ведь во многих случаях экспертизы или опознания нужно провести как можно быстрее. Есть и другое мнение: расширять перечень таких действий нельзя, поскольку это приведет к «эрозии процесса».


Сложный процесс

Задачей проверки, проводимой до возбуждения уголовного дела, является установление наличия или отсутствия основания для его открытия. С этой целью орган дознания или досудебного следствия вправе проводить определенный ряд процессуальных и следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела следователь может инициировать проведение оперативно-разыскных действий.
Кроме того, до открытия дела он может провести некоторые следственные действия, количество которых ограничено. В частности, в соответствии с ч.2 ст.190 Уголовно-процессуального кодекса в безотлагательных случаях может проводиться осмотр места происшествия, и в случае установления поводов для возбуждения уголовного дела его открывают немедленно.
Также в соответствии с ч.3 ст.187 УПК может быть проведено такое следственное действие, как арест корреспонденции и снятие информации с каналов связи с целью предотвращения преступления. Проверка на основании ст.97 УПК проводится в течение 10 дней после получения информации о преступлении, и после ее проведения уполномоченное лицо выносит постановление. Проведение указанных следственных действий до возбуждения уголовного дела предопределено имманентными особенностями такой проверки. Хотя в ходе проведения последней не удается установить большинство обстоятельств дела из-за ограниченного перечня действий, однако осуществление других следственных действий может привести к нарушениям прав человека, что является недопустимым.
До возбуждения уголовного дела возникает немало проб¬лем с закреплением полученной информации в результате проведения оперативно-разыскных и следственных действий. В этот промежуток времени уполномоченные лица органов дознания и досудебного следствия могут проводить опрос, проверку предприятий, учреждений, организаций, посылать запросы, поручать проведение проверок органам контроля и др.

Чрезмерные ограничения

Всякая деятельность оставляет следы, в том числе и преступная. Поэтому первоочередной задачей является сбор информации. При этом некоторые следы сохраняются непродолжительное время, поэтому их изъятие и исследование должны проводится беотлагательно и эффективно. К тому же следователь не всегда может проанализировать их самостоятельно, в таких случаях ему должны помочь эксперты. Возникает проблема с проведением других, нежели предусмотрено УПК, следственных действий с целью недопущения исчезновения следов преступлений. Например, для исследования следов вещества бурого цвета, похожего на кровь, изъ¬ятого с места происшествия, следователь должен назначить экспертизу, но это возможно лишь после возбуждения уголовного дела.
Для проведения исследований веществ, которые по своим признакам похожи на наркотические, и возбуждения уголовного дела следователю необходимо убедиться в том, что это наркотическое вещество. Такое заключение самостоятельно он дать не может, поскольку не обладает необходимыми специальными знаниями. Поэтому для такого исследования следователь назначает экспертный осмотр, а специалист предоставляет справку, а не заключение, как после экспертизы. Такой порядок не является процессуальным, а полученные результаты могут использоваться не в качестве доказательства, а лишь как основание для возбуждения уголовного дела. Поэтому после открытия последнего следователь назначает экспертизу.
Аналогичная проблема возникает, когда пострадавшему лицу нанесены телесные повреждения. Такое лицо обращается в правоохранительные органы, где его направляют в учреждения здравоохранения для проведения медицинского осмотра. Если телесные повреждения признаны легкими, средней тяжести или тяжкими, возбуждается уголовное дело и сразу назначается судебно-медицинская экспертиза. Но на проведение осмотра и экспертизы уходит время, следы преступления могут исчезнуть.
Возникает следующая проб¬лема: в период между получением, обследованием и экспертным исследованием предмет исследования может изменить свои свойства или вообще разрушиться. Поэтому в случаях, когда следы преступлений могут со временем потерять свои свойства, испортиться или быть утрачены, нужно разрешить следователям назначать экспертизу до возбуждения уголовного дела.
Следует отметить, что бы¬вают случаи, когда орган, который занимается сбором материалов до возбуждения уголовного дела, проводит и другие следственные действия. Такая деятельность не закреплена на законодательном уровне, а потому является недопустимой. Однако проведение некоторых следственных действий, в частности осмотра, экспертизы, до возбуждения уголовного дела может иметь большое значение для проведения всестороннего, полного и объективного досудебного следствия по отдельным категориям дел. Например, это могут быть дела лиц с психическими расстройствами. Поэтому возникают вопросы относительно законодательного закрепления возможности проведения некоторых других следственных действий до возбуждения уголовного дела.

Практические осложнения

С другой стороны, стоит помнить о том, что проведение экспертизы до открытия уголовного дела не должно нарушать прав участников процесса, предоставленных им про¬цессуальным законодательством. До возбуждения уголовного дела отсутствуют некоторые участники процесса, такие как подозреваемый, обвиняемый, пострадавший, свидетель, которые наделены законодательно закрепленными правами во время проведения экспертизы. Но в некоторых случаях после возбуждения уголовного дела не всегда устанавливаются все участ¬ники процесса. Когда преступление совершено в условиях неочевидности, не известна личность преступника, которая устанавливается по истечении определенного времени, обеспечить все предусмотренные процессуальным законодательством права невозможно. Также нереально это сделать, когда следователю не известна личность пострада¬вшего, о котором поступает информация в ходе проведения досудебного следствия, а само лицо не обращается в органы досудебного следствия с заявлением о признании его потерпевшим. Такому человеку также не могут быть предо¬ставлены права, которые предо¬ставляются участникам процесса во время проведения экспертизы.
Другой проблемой проведения экспертизы до возбуждения уголовного дела является то, что часть экспертиз, в частности судебно-медицин¬ские, иногда влекут за собой ограничение прав и свобод лица. В таком случае проведение экспертизы возможно лишь при согласии лица, в отношении которого она проводится.
Проблемный характер проведения медицинского осмотра заключается в том, что в соответствии со ст.193 УПК такой осмотр проводится для установления физиологического состояния лица. При этом отсутствует указание относительно выяснения психического состояния человека, что, в свою очередь, является важным при расследовании преступлений, совершенных лицом с психическими расстройствами. Так, например, если у следователя возникнет сомнение по поводу психического состояния лица, то врач-психиатр может провести осмотр с целью установления наличия или отсутствия у человека психических расстройств.
Результаты такого вида осмотра имеют значение на начальных этапах расследования преступлений, совершенных лицами с психическими расстройствами, поскольку полученные данные дают возможность выяснить характер психического заболевания, особенности поведения, а также уста¬новить возможность участия этого лица в уголовном процессе, что должно учитываться при проведении досудебного следствия для исключения возможных ошибок.

Мнение эксперта

Поэтому, анализируя проб¬лемные вопросы проведения осмотра и назначения экспертизы до возбуждения уголовного дела, необходимо определить принципы, которых не¬обходимо придерживаться. Анатолий Дубинский допускает проведение некоторых следственных действий до открытия дела, но с соблюдением следующих правил:
- если необходимо установить основания для возбуждения уголовного дела, а другие возможности для этого отсутствуют;
- если это следственное действие является безотлагательным;
- выполнение следственного действия не нарушает законных прав и интересов граждан.
Некоторые эксперты указывают на возможность проведения допроса до возбуждения уголовного дела. Если провести сравнительный анализ получения объяснений у лица до открытия уголовного дела и допроса лиц после его возбуждения, то становится очевидным, что разница между этими процессуальными действиями заключается только в том, что перед допросом лицо предупреждают об уголовной ответственности за заведомо неправдивые показания и за отказ от их дачи. При этом очень часто следователям приходится дважды общаться с одним человеком.
Однако, безусловно, окончательное решение относительно изменения законодательства — за парламентом, которому следует обращать внимание на современные тенденции развития уголовно-процессуальных отношений.

Олег ОСТРИЙЧУК, старший помощник прокурора
Хорольского района Полтавской области