Закон і Бізнес


Детство утраченных прав. Госгарантии для маленьких граждан закрепили на бумаге... без водяных знаков


Государство и общество, №15 (1002) 09.04—15.04.2011
2807

Показатели здоровья детей в Украине ухудшаются: из каждой 1000 обследованных только 11 практически здоровы, 60% уже имеют хронические заболевания. Но государственные гарантии охраны здоровья детей остаются пустыми словами. Медицинская помощь в санаторных учреждениях была предоставлена лишь каждому 18-му нужда¬ющемуся в ней ребенку.


В то же время не используются природные ресурсы Крыма, где находятся 22 детских санаторно-курортных уч¬реждениях для лечения соматических заболеваний (кроме туберкулеза), 10 из которых — государственные.
Как сообщили «ЗиБ» в пресс-службе СП, в ходе аудита, проведенного этим ведомством, было установлено, что направленные на управление имеющимися ресурсами решения Министерства здравоохранения, Минобороны и МВД, в подчинении которых находятся детские санатории, расположенные на территории АР Крым, являются неэффективными и не отвечают государственной политике охраны и восстановления здоровья детей диспансерной группы, которые нуждаются в ежегодном санаторном лечении. Эти решения привели к сокращению и перепрофилированию санаториев, а также к неэффективному использованию средств госбюджета, выделенных на санаторное лечение детей. В целом в 2009—
2010 годах неэффективно и с нарушением действующего законодательства использовано 38,3 млн грн., или 27% от объема выделенных из общего фонда средств. Что касается здоровья детей (от этого зависит формирование трудового и интеллектуального потенциала Украины), то при потребности в ежегодном санаторном лечении около 730 тыс. детей с соматиче¬скими заболеваниями в 2009—2010 годах такую помощь получили по 39,4 тыс. детей, или 5,4 %.
Аудиторы отметили, что при отсутствии контроля со стороны Правительства Минздрав и Минфин финансируют санатории лишь на уровне 57% от потребности. Потому материально-техническая база этих учреждений не развивается, значит, они не в состоянии качественно лечить больных. Здания требуют ремонта, оборудование десятилетиями не обновлялось.
Минздрав не обеспечил планирования и объективного контроля за использованием детских санаторно-курорт¬ных путевок. Это дало возможность санаторным учреждениям произвольно распределять путевки и использовать коечный фонд.
В подчиненных министерству санаториях лечение несовершеннолетних диспансерной группы осуществляется преимущественно осенью и зимой. А плановые показатели эти учреждения выполняют за счет организации в этот период дополнительных койко-мест, из-за чего в палатах находятся от 8 до 16 человек. Путевки же на летний период санатории продают.
Кроме того, Минздрав не выполняет функций по координации деятельности санаторно-курортных учреждений (независимо от форм собственности). Детские санатории, подчиненные МВД и Минобороны, ежегодно дополнительно могли бы оказывать медицинскую помощь более чем 15 тыс. больных детей, однако преимущественно они используются для предоставления платных услуг. Эти ведомства не ведут учета детей диспансерной группы, а их инструкции по организации санаторно-курортного ле¬чения не предусматривают отдельного порядка выделения путевок для лечения в подведомственных детских санаториях несовершеннолетних, которые стоят на диспансерном учете.
Как установила коллегия СП, Минздрав на протяжении более чем 7 лет не разработал государственной программы развития санаторно-курорт¬ной отрасли и не утвердил нормативов лечебного питания в государственных и коммунальных санаторно-курорт¬ных учреждениях. За 9 лет министерство не создало государственного кадастра природных лечебных ресурсов и за 13 лет — государственного реестра аккредитованных учреждений здравоохранения. Поэтому стоит ли удивляться, что работа крымских детских санаториев совсем не ориентирована на лечение детей?