Закон і Бізнес


Тайны личных договоренностей

ВСК ищет признаки государственной измены в подписанных газовых соглашениях


Государство и общество, №15 (1002) 09.04—15.04.2011
2956

Газовые войны опасны тем, что часто после их окончания каждая из сторон, втянутых в конф¬ликт, считает победителем себя. Чтобы защититься от неожиданностей, связанных со снабжением голубым топливом, 19 января 2009 г. НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» подписали контракты на 2009—2019 гг. «относительно снабжения и купли-продажи природного газа и относительно транзита газа по территории Украины». Юлия Тимошенко, которая ездила в Москву на переговоры с российским премьером Владимиром Путиным в качестве главы Правительства, заверяла: Киев получил «самую лучшую цену». Однако через два года после подписания московских договоренностей «успешность» переговоров ставят под сомнение.


Вместо «конфиденциальности» — истинность

Право воссоздать события двухлетней давности получила созданная Верховной Радой 17 марта этого года временная следственная комиссия. Она занимается расследованием обстоятельств подписания газовых соглашений между «Нафтогазом» и «Газ¬промом», выясняет наличие признаков государственной измены в действиях Ю.Тимошенко в сфере экономиче¬ской безопасности.
За время работы ВСК удалось приподнять завесу и узнать тайну московских договоренностей.
Председатель комиссии Инна Богословская сообщила, что ответы на многие вопросы дают стенограммы заседаний Кабинета Министров от 19 и 21.01.2009, с которых удалось снять «конфиденциальность». «Мы можем получить истинную информацию о том, как обсуждались газовые соглашения, как подписывались или принимались Кабмином решения относительно директив, которые были даны во время подписания упомянутых соглашений», — подчеркнула И.Богословская.

Информация из правительственных «недр»

Оказывается, в тот день, когда Ю.Тимошенко находилась в Кремле и подписывала «договор десятилетия», в Киеве проходило заседание Правительства под председательством первого вице-премьера Александра Турчинова. «Премьер-министр с министром топлива и энергетики, безусловно поддерживая и голосуя за это, просили поддержать директивы для «Нафтогаза» (на переговорах с «Газпромом». — Прим. ред.)», — процитировала слова А.Турчинова из стенограммы председатель комиссии.
По ее словам, в данном документе речь идет о том, что было предложение принять цену $450 за тыс. м3 в качестве базовой для соглашений. Также из содержания стенограммы становится по¬нятно, что проекты директив министрам раздали в «экстренном порядке» — на заседании.
«Цена $450 — это позиция РФ. Понятно, что это не инициатива Украины. Фактически мы вышли (на такую цену. — Прим. ред.), чтобы сохранить авторитет и не опускать его слишком низко в глазах наших российских коллег. Мы вышли на базовую цену в $360, но не называли ее. Потому что если указать $360, то получается, что российские и президент, и премьер не отвечают за свои слова? Для того чтобы так не было, мы написали $450», — опять процитировала А.Турчинова председатель комиссии.
По ее мнению, приведенные слова свидетельствуют об уровне принятия государственных решений во время подписания газовых соглашений.
После многочасового обсуждения и предпринятой попытки «склонить к подписанию» правительственных указаний для «Нафтогаза» первый вице-премьер не нашел поддержки среди подчиненных. «Понимая, что члены Кабмина не проголосуют за такие условия газовых соглашений, господин Турчинов говорит: «Я просто информирую вас, что в принципе для подписания соглашения нет необходимости утверж¬дать директивы Кабмина. Когда ведет переговоры Премьер, она может в соответствии с законом и порядком лично принимать решение», — опять обратилась к стенограмме И.Богословская.
По ее словам, ВСК получила следующий ответ от Кабмина: «Директивы не прорабатывались Правительством, не проходили согласования ни  в одном из правительственных департаментов, не выносились на голосование и не были приняты».
То, что указания для «Наф¬тогаза» не были одобрены, по мнению председателя комиссии, неопровержимый факт. «Открытым остается лишь один вопрос. В Москве на директиве, которая не была принята Кабмином и которую подписала Тимошенко, была поставлена печать Правительства. На наш запрос Кабмин ответил, что не владеет информацией о том, кто и как вывозил печать в Москву», — отметила И.Богословская.

Конфликт с законом

Имела ли право Ю.Тимошенко подписывать дирек¬тивы без согласия Правительства? Такое ее решение противоречит закону «О Кабинете Министров Украины» и регламенту Правительства. В п.2 §1 последнего отмечается: «Кабинет Министров является коллегиальным органом, который осуществляет свои полномочия путем принятия решений на заседаниях».
В то же время А.Турчинов, как следует из содержания сте¬нограммы, уверен, что Ю.Тимошенко, подписывая директивы, могла действовать самостоя¬тельно. Однако закон о Кабмине содержит исчерпывающий перечень функций главы Правительства. В частности, Премьер руководит работой Кабмина, направляет его деятельность на обеспечение осущест¬вления внутренней и внешней политики государства, сзывает заседания и подписывает акты Правительства. О праве единолично принимать решения в законе не говорится.
Интересным кажется следующий факт: зачем 19 января 2009 г. — в судьбоносный для газовой сферы день — собирать заседание Кабмина, раздавать проекты директив, если Премьер (как отмечал А.Турчинов) якобы имела право поставить свой «автограф» под документом, не поинтересова¬вшись мнением подчиненных?
В регламенте Кабмина про¬писана процедура принятия актов: «На своих заседаниях Кабинет Министров рассматривает проекты правительственных заявлений, деклараций, директив, писем, обращений и меморандумов…», решения принимаются путем го¬лосования большинством голосов должностного состава Правительства.

«Принудительная» коллегиальность

21 января 2009 г., верну¬вшись в Киев, Ю.Тимошенко созвала заседание Кабмина, ¬на ко¬тором обсуждались договоренности, достигнутые в Моск¬ве. По словам И.Богослов¬ской, в стенограмме, датированной тем же числом, можно найти объяснение, почему «так боролись с посредником «Росукр¬энерго», который давал цену в два раза ниже».
«Наконец мы убрали большую политическую кормушку, которая кормила несколько мощных политсил и из которой действительно раздавали взятки направо и налево», — процитировала слова Премьера председатель ВСК.
Член комиссии Анатолий Матвиенко отметил, что эти слова ничего не объясняют, так как сказаны они были для публики. Однако И.Богословская с этим не согласилась: заявление Ю.Тимошенко сделала уже после того, как прес¬су попросили покинуть зал заседаний.
«Думаю, что мы внимательно выслушали информацию Премьер-министра, имели возможность получить ее из открытых источников. У меня предложение — протокольно одобрить результаты, достигнутые во время переговоров в газовой сфере в РФ», — процитировала А.Турчинова председатель ВСК. После этого кто-то из министров сказал, что хотел бы ознакомиться с подписанными контрактами. Когда А.Турчинов попытался сменить тему разговора, тогдашний ви¬це-премьер Иван Васюник поинтересовался (цитата из стенограммы. — Прим. ред.): «Договоры подписаны, и они недоступны для Правительства?»
«Абсолютно доступны. Ду¬маю, в той части, в которой они нужны Правительству, все будет роздано», — процитировала И.Богословская Ю.Тимошенко. А затем от себя добавила: «То есть Кабмин во время голосования 21 января вообще не видел подписанных документов».
Согласно стенограмме 14 голосами «за» Правительство поддержало результаты устных договоренностей Премьера с Кремлем. Один министр был против, 8 — воздержались. «Не нужно разглашать, как голосовали. Главное, что Правительство приняло такое решение. Пусть пресс-служба напишет пресс-релиз и принесет мне прочитать», — привела И.Богословская слова Ю.Тимошенко.

Разобраться с «ЕЭСУ»

Также И.Богословская сообщила, что ВСК получила ответ статистического управления относительно компании «Единые энергетические си¬стемы Украины», ответ Ген¬прокуратуры — документы, касающиеся фиктивных векселей. Напомним, что 1 июля 2009 г. Минобороны России предъявило «Нафтогазу» векселя для оплаты долгов «ЕЭСУ». Однако выяснилось, что они не отвечают требованиям действующего законодательства Украины, а значит, не могут быть оплачены.
И.Богословская подчеркнула, что, по информации Госкомстата, «ЕЭСУ» до сих пор не ликвидирована. «А Тимошенко заявляла, что такая компания уже не работает. Для уточнения ответа Госкомстата мы обратились с запросом к днепропетровскому городскому голове относительно регистратора компании и в Главное управление статистики в Днепропетровской области, чтобы выяснить: может быть, «ЕЭСУ» существует только на бумаге?» — сообщила председатель ВСК.
«Госкомстат предоставил извлечение из единого госреестра относительно изменений, имевших место со времени регистрации ЗАО с иностранными инвестициями «Промышленно-финансовая корпорация «ЕЭСУ». Согласно этому ответу мы видим, что даже по состоянию на 25.03.2011 эта компания существует, у нее все время меняются руководители. По состоянию на 25.03.2011 руководителем «ЕЭСУ» является Дмитрий Ветвицкий, — сообщила И.Богословская и добавила: — Если у нас нет полного тезки, то Д.Ветвицкий — народный депутат».
Пока точку в истории подписания газовых контрактов ставить еще рано: ВСК решила на следующее заседание пригласить Д.Ветвицкого и всех членов украинской делегации, кроме технического состава, которые 17—19 января 2009 г. находились в Москве. Впереди у комиссии немало работы, ведь необходимо все-таки выяснить, имела ли место измена Родине в сфере экономической безопасности.

Марина ЗАКАБЛУК