Закон і Бізнес


В бой идет Ставнийчук

Президент усилил свою команду еще одним юристом-профессионалом


Власть и закон, №15 (1002) 09.04—15.04.2011
3329

Случайно или нет, но, если верить президентскому сайту, Виктор Янукович, вернувшись из восточного турне, 1 апреля подписал только один документ — указ о назначении заместителем главы Администрации Президента Марины Ставнийчук. Возвращение на Банковую известного «оппозиционного» юриста из окружения экс-гаранта Виктора Ющенко дало повод для размышлений и домыслов. Тем более что спустя три дня глава государства обнародовал еще одно решение: сократить в Администрации Президента, а также в Совете нацбезопасности и обороны количество замов до трех, включая одного первого.


С европейским уклоном

Появление на старом рабочем месте М.Ставнийчук большинство экспертов однозначно связывают с желанием Президента усилить правовое сопровождение объявленных им реформ. И конституционалисту, члену Венецианской комиссии с 10-летним опытом работы в Центр¬избиркоме есть куда приложить силы на Банковой. Очевидно, что три таких направления, как взаимоотношения с европейскими экспертами, конституционный процесс и избирательное законодательство, настолько же важны сегодня для В.Януковича, насколько кандидатура М.Ставнийчук подходит для продвижения этих реформ заданным курсом.
Среди коллег по Венецианской комиссии она пользуется авторитетом, очевидно, именно это необходимо для одобрения Европой предпринимаемых шагов. Тем более что М.Ставнийчук, в отличие от еще одного представителя Украины в комиссии Сергея Кивалова, не настолько загружена другими обязанностями.
Не исключено, что, учтя опыт проведения судебной реформы и последующие замечания к ней со стороны европейских экспертов, В.Яну¬кович решил сыграть на опережение. Ведь на подходе и новый закон о выборах народных депутатов, и еще более трудная с точки зрения ломки советских стереотипов реформа уголовного судопроизводства. В обоих случаях особенно важно донести до членов Венецианской комиссии мысль о рациональности и обоснованности реформ: о демократичности страны в Европе судят, как правило, по системе формирования представительных органов и соблюдению прав человека в уголовном процессе.
Да и Конституционную ассамблею нужно, так сказать, держать в уме: Леонид Кравчук хоть и возглавляет соответствующую рабочую группу, но правовое сопровождение созыва КА разумнее поручить юристам, а не экс-президенту. Идти по конституционному полю не так уже просто, на нем множество правовых «мин», и кому как не М.Ставнийчук, представлявшей интересы В.Ющенко в КС, выступить в роли «сапера». Не случайно, в новой структуре АП появилось и главное управление по во¬просам конституционно-правовой модернизации. Его-то в итоге и возглавила М.Ставнийчук.

Выборы на двоих

Говоря о третьем направлении — избирательном законодательстве, некоторые эксперты допускают, что привлечение в президентскую команду М.Ставнийчук обусловлено желанием Банковой уменьшить число критиков будущего закона. Правда, «главным по выборам» остается министр юстиции Александр Лавринович, но теперь оппонировать ему будет не «свободный художник» М.Ставнийчук, а советник главы государства. Так что значительная часть критических стрел будет израсходована еще на этапе подготовки законопроекта, а значит, уменьшится число обвинений в «перелицовке» новых правил выборов под нужды партии власти. Соответственно, и сама Марина Ивановна не будет выносить сор из венецианской избы. Должность не позволит.
От создания такого дуумвирата Президент в любом случае будет в выигрыше. Ес¬ли отечественные оппозиционеры попытаются обвинить власть в тенденциозности избирательных процедур, у В.Януковича на руках будет весомый контраргумент в виде положительного заключения Венецианской комиссии. Если же новые правила не понравятся однопартийцам, «шишки» достанутся А.Лавриновичу как главе рабочей группы. А для средств массовой информации будет небезынтересно наблюдать за схваткой двух конституционалистов, обладающих к тому же большим опытом публичных вы¬ступлений.
Вряд ли уместно предположение, будто М.Ставнийчук получила назначение в силу неких договоренностей  о трудоустройстве соратников В.Ющенко. Скорее В.Яну¬кович применил на практике рекомендации Никколо Макиавелли, который считал, что при смене власти «чужие» кадры работают преданнее и ответственнее, нежели те, кто получил долж¬ности от нового главы государства в качестве благодарности за помощь в победе. Печальный опыт «оранжевой» команды — лишнее тому подтверждение.

Юристов много не бывает

Несколько сложнее понять, почему М.Ставнийчук пополнила команду Банковой именно в преддверии кадровых пертурбаций. Одни эксперты предполагают, что таким образом В.Янукович решил снять напряженность в вопросе, кто же останется «главным юристом» его Администрации. Ведь до 1 апреля в АП на правовом направлении были задействованы два высокопрофессиональных юриста — Елена Лукаш и Андрей Портнов.
Если проанализировать новую структуру АП после кадровых трансформаций, то М.Ставнийчук вместе со статусом советника получила новое управление, чьи задачи частично пересекаются с функциями главного государственно-правового управления. Но, по нашим сведениям, все же главной ее задачей будет продвижение конституционной реформы, а значит, исключена возможность того, что М.Ставнийчук составит конкуренцию своим коллегам. В ведении А.Портнова останется судебная система. Е.Лукаш перешла на должность советника главы государства, в ее обязанности входит представлять интересы Президента в Конституционном Суде, а также курировать правовые вопросы, решение которых не входит в компетенцию двух ее коллег.
Отведя каждому свой фронт работ, В.Янукович обез¬опасил свою команду от возможных «боев без правил» за влияние на мнение Президента. Поэтому далеки от истины оценки оппозиционных нардепов, увидевших за переименованием должностей некую подковерную борьбу, результатом которой стало усиление «группы Сергея Левочкина». Скорее похож на правду комментарий постоянного представителя Президента в ВР Юрия Мирошниченко, который отрицает подобные предположения, подчеркивая, что «глава АП работает четко в соответствии с теми командными решениями, которые принимаются».
Исходя из этого, упреждающее назначение М.Ставнийчук — это не более чем дань уважения ее опыту, а не желание создать конкуренцию между юридическими службами Банковой. Да и с психологической точки зрения по¬следующая «рокировка» большинства замов на советников не выглядела как понижение в статусе. В конце концов, в независимой Украине должность очень редко определяла «уровень доступа» к первому лицу в государстве.
С другой стороны, как считают ряд наблюдателей, усиливая в новой структуре АП сферу правового регулирования, В.Янукович дистанцируется от законодательных ошибок Кабмина и Верховной Рады. Последний пример — вето на закон об обязанности отца забрать ребенка из роддома. Этот факт может свидетельствовать о намечавшейся тенденции к излишней са¬мостоятельности различных юридических служб единой по партийной окраске власти. Можно предположить, что в ближайшее время именно в сторону Банковой окончательно «сместятся» полномочия в части законодательных инициатив. Тогда-то и понадобится «преимущество в классе» юридического блока команды Президента.
История успешных руководителей государств доказывает, что сильных оппонентов лучше приблизить к себе, чтобы были на виду и их опытом не воспользовались другие. Да и расставаться с ними, если результаты работы будут расходиться с возлага¬емыми ожиданиями, гораздо легче.

Роман ЧИМНЫЙ