Закон і Бізнес


Искоренение опернедостатков

«Имеет место засоренность кадров милиции морально неустойчивыми людьми»


Власть ХХ века, №13 (1000) 26.03—01.04.2011
1175

55 лет назад, в 1956 году, в ходе реформы МВД СССР были приняты серьезные меры для усиления борьбы с преступностью Однако, как выяснил обозреватель «Власти» Евгений ЖИРНОВ, после этого количество преступлений не только не уменьшилось, но, напротив, стало стабильно расти.


«МВД СССР оказалось несостоятельным»

В том, что реформировать МВД необходимо, не сомневался никто из членов правительственной комиссии, в феврале — марте 1956 года проверявшей министерство в ходе приема дел его новым главой Николаем Дудоровым. Понимали необходимость радикальных перемен и сами сотрудники МВД: за последние годы министерство несколько раз объединяли с госбезо пасностью, из ведомства в ведомство передавались различные службы, так что даже годы спустя в составе МВД существовали многочисленные подразделения с аналогичными функциями, но с разной подчиненностью. Самым удивительным примером подобного параллелизма оказалось то, что в каждой области одновременно существовали управления МВД и управления милиции.  Такая структура сложилась после того, как в 1949 году министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов настоял на передаче милиции из МВД в МГБ. Затем, в 1953-м, ведомства вновь объединил Лаврентий Берия, а в 1954 году, после разделения на МВД и КГБ, милиция осталась в Министерстве внутренних дел, но менять существующую систему управлений в областях не стали. Скорее всего, руководство МВД, приученное к постоянным переменам, решило не бежать впереди паровоза и дождаться решения партии и правительства. Однако такого разгромного проекта, подготовленного правительственной комиссией, явно не ожидали.
О деятельности бывшего министра Сергея Круглова и коллегии МВД СССР в нем говорилось: «Бывший министр внутренних дел СССР т.Круглов, находясь продолжительное время у руководства министерством, не вникал глубоко в деятельность центрального аппарата и местных органов МВД, свыкся с крупными недостатками в их работе, в ряде случаев неправдиво информировал ЦК КПСС и правительство о положении дел в органах МВД. Коллегия МВД СССР, по существу, была отстранена от обсуждения многих важных вопросов деятельности министерства, которые, как пра¬вило, решались министром единолично».
С учетом того, что и работа по борьбе с преступностью признавалась в проекте постановления неудовлетворительной, окончательный вывод более всего походил на приговор: «Все это свидетельствует о том, что МВД СССР оказалось несостоятельным в выполнении поставленных перед ним задач».
Подобная категоричность правительственной комиссии не понравилась многим членам Президиума ЦК КПСС, где решались все важнейшие во¬просы жизни страны. Ведь если бы постановление было принято и тем более опубликовано, у советских трудящихся мог возникнуть вопрос: как стражи порядка докатились до такой жизни? Но главное, куда смотрела руководящая и направляющая партия? Именно поэтому на заседании президиума членам комиссии, включая министра внутренних дел Н.Дудорова, поручили доработать проект и внести его на новое рассмотрение.
Обычно это происходило в течение нескольких дней, максимум недель. Но доработка постановления «О крупных недостатках в работе Министерства внутренних дел СССР и мерах по их устранению», а по сути — разработка реформы МВД растянулась на несколько месяцев.

«Оперативная работа поставлена плохо»

Новый проект реформы, подготовленный к октябрю 1956 года, хотя и включал в большей или меньшей степени предложения правительственной комиссии, по форме радикально отличался от первого варианта постановления. Теперь он назывался «О недостатках в работе Министерства внутренних дел СССР и мерах по их устранению». Однако во время обсуждения на заседании Президиума ЦК «недостатки» исчезли из названия постановления, и его решили озаглавить «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР».
Столь же радикально изменилась и вводная часть текста. Начало, где говорилось, что «Министерство внутренних дел СССР на протяжении многих лет плохо выполняет свою основную функ¬цию — обеспечение охраны общественного порядка в стране, допускает в этом деле крупные недостатки и ошибки», чтобы снять ответственность с ЦК и правительства, заменили на следующий текст: «Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР отмечают, что за последние годы проделана большая работа по укреплению социалистической законности в стране. Приняты меры к строгому соблюдению прав граждан, гарантированных Конституцией СССР. Восстановлен и усилен прокурорский надзор. XX съезд КПСС обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на страже законности, решительно пресекать проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопорядка. В деле дальнейшего ¬укрепления социалистической законности и усиления охраны общественного порядка в стране важное значение имеет всемерное улучшение деятельности Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных и автономных республик, а также краевых, областных, городских и районных учреждений внутренних дел. Однако эти учреждения еще не приняли всех необходимых мер к повышению качества своей работы».
А вся вина за рост преступности в стране была возложена на Министерство внутренних дел и местные советские и партийные органы. Про МВД в постановлении говорилось: «Оперативная работа по предупреждению и раскрытию преступлений поставлена плохо... Работа уголовного розыска находится в запущенном состоянии. Министерство внутренних дел СССР и министерства внутренних дел союзных республик не ведут должной борьбы с установившейся антигосударственной практикой, когда местные учреждения внутренних дел в ряде случаев укрывают от учета совершенные преступления и часто необоснованно отказывают в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан».
Столь же низко оценивалась и работа с заключенными, входившая в компетенцию МВД: «Министерство внутренних дел СССР и министерства внутренних дел союзных республик не обеспечивают выполнения важной государственной задачи — исправления и перевоспитания преступников и возвращения их к честной трудовой жизни. Работа по воспитанию за¬ключенных в духе строгого соблюдения советских законов и правил социалистического общежития, честного отношения к труду, государственной и общественной собственности продолжает находиться на низком уровне. Трудовое использование заключенных в исправительно-трудовых лагерях организовано неудовлетворительно... Уголовно-бандитские элементы, пользуясь отсутствием надлежащей охраны и изоляции, создают в лагерях преступные группировки, участники которых совершают в местах заключения грабежи, убийства, побеги, нападения на работников мест заключения, провоцируют неповиновение заключенных администрации, ведут паразитический образ жизни».
Особой оценки удостоился кадровый состав милиции: «Неудовлетворительно поставлено дело подбора и расстановки кадров как в МВД СССР, так и в министерствах союзных республик. Во многих случаях на важные участки оперативной и следственной работы в милиции и на работу в исправительно-трудовых учреждениях назначаются лица без надлежащей подготовки. Значительная часть работников городских и районных отделов, отделений милиции, а также участковых уполномоченных, начальников лагерных пунктов и отделений не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Имеет место засоренность кадров милиции и лагерей морально неустойчивыми людьми».
Доля ответственности возлагалась и на местные власти: «Партийные и советские органы в областях, краях и республиках не осуществляют должного руководства работой учреждений внутренних дел по улучшению дела подбора и воспитания кадров личного состава, укреплению общественного порядка, по перевоспитанию заключенных и слабо контролируют практическую деятельность этих ¬учреждений».

«По-настоящему возьмутся за искоренение убийств»

Основные положения реформы, если отбросить идеологические штампы и призывы к единению милиции с народом, предусматривали достаточно ограниченный круг мероприятий. Прежде всего, партия и правительство решили вернуть опытных работников милиции с руководящей работы на оперативную: «Высвободить из управленческого аппарата и канцелярий квалифицированных работников и направить их на укрепление важнейших участков службы милиции, вменить в обязанность начальникам учреждений внутренних дел лично направлять и контролировать работу уголовного розыска».
Местным властям дали указание всерьез заняться пополнением рядов милиции: «Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы КПСС и Министерство внутренних дел СССР укрепить кадры милиции и исправительно-трудовых колоний, подобрать и направить на работу в эти учреждения политически подготовленных коммунистов и комсомольцев; всемерно привлекать на работу в милицию и исправительно-трудовые учреждения офицеров, сержантов и солдат, уволенных из Советской армии в запас. На работу в милицию принимать, как правило, лиц, имеющих образование не ниже семи классов средней школы».
Причем тем, кто соглашался учиться в школах милиции, предоставляли неслыханные льготы: «Принять предложение МВД СССР о комплектовании средних школ милиции из числа сотрудников МВД и лиц призывного возраста, имеющих среднее образование. Министерству обороны СССР снимать с военного учета лиц призывного возраста, принятых на учебу в школы и учебные пункты милиции».
Кроме того, стражам порядка пообещали давать квартиры: «Госэкономкомиссии СССР предусматривать в годовых народно-хозяйственных планах на 1957—1960 годы выделение МВД СССР отдельной строкой капиталовложений на строительство жилой площади для работников милиции».
Но главное, милицию решили реорганизовать и для улучшения контроля подчинить одновременно МВД и местным органам власти: «Считая неправильной существующую централизацию руководства местными учреждениями внутренних дел со стороны МВД СССР, а также деление на органы МВД и органы милиции, признать целесообразным реорганизовать управления МВД и ¬управления милиции в областях и краях в единые управ¬ления внутренних дел исполнительных комитетов об¬ластных (краевых) Советов депутатов трудящихся, а отделы (отделения) милиции в городах и районах преобразовать в отделы (отделения) милиции исполнительных комитетов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Установить, что начальники областных и краевых управлений внутренних дел, а также министры внутренних дел автономных республик одновременно являются начальниками милиции области, края, автономной республики».
А чтобы стражам порядка не мешало отсутствие техники и связи, партия и правительство пообещали резко улучшить оснащенность органов внутренних дел:«В целях дальнейшего улучшения работы милиции по борьбе с преступностью и по поддержанию общественного порядка признать необходимым улучшить оснащение милиции автотранспортом, средствами связи, а также оборудованием служебных помещений».
Однако все эти предложения меркли по сравнению с тем, как собирались реформировать систему наказания. Исправительно-трудовые лагеря заменялись колониями, главной целью объявлялось перевоспитание заблудших граждан, а не выполнение производственных планов: «Считать основной задачей исправительно-трудовых учреждений перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду... Установить, что лица, отбывшие наказание в местах заключения, должны быть трудоустроены не позднее двухнедельного срока со дня прибытия их к месту жительства с учетом имеющихся у них специальностей. Местные советские органы обязаны в необходимых случаях предоставлять лицам, освобожденным из мест заключения, жилую площадь, а также заботиться о том, чтобы они быстрее включались в общественно-трудовую жизнь».
В дополнение к этому в колониях предлагалось ввести контроль наблюдательных комиссий, созданных при советах депутатов. Общественность же должна была контролировать процесс до¬срочного освобождения осуж¬денных. План реформы заканчивался патетически: «Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают уверенность в том, что партийные и советские органы, общественные организации и работники учреждений внутренних дел по-настоящему возьмутся за искоренение убийств, разбойных нападений, краж, хулиганства — этого нетерпимого зла в нашем социалистическом обществе, наведут необходимый общественный порядок и тем самым создадут нормальные условия жизни, труда и культурного отдыха советских людей».
Жаль, что в реальности все вышло по-другому.

«Возбуждено 814886 уголовных дел»

В апреле 1958-го в МВД СССР был подготовлен отчет о преступности в стране в 1944—1957 годах. Причем цифры в нем свидетельствовали о том, что с 1955 года, когда МВД руководил С.Круглов, показатели значительно ухудшились. Если в 1955-м общее число преступлений составляло 554155, то в 1956-м — 717582. Конечно, это можно было бы объяснить тем, что с приходом нового руководства преступления перестали скрывать от учета. Но в 1957 году их стало еще больше.
По некоторым видам преступлений статистика была еще хуже. Так, убийств и покушений на убийство в 1955 году было задокументировано 8004, в 1956-м — 9670, в 1957-м — 12230. Изнасилований в те же годы насчитали 4882, 6993 и 10207 соответственно. По некоторым видам преступлений, правда, после резкого роста в 1956 году фиксировались стабилизация или даже некоторое снижение. Однако для того времени и той ситуации с МВД, которая имела место, картина выглядела удручающе, и от министра внутренних дел Н.Дудорова потребовали объяснений.
В отчете говорилось и об успехах, достигнутых министерством после смены руководства: «Общая раскрываемость преступлений в 1957 го¬ду составила 90,4% — на 2,3% больше, чем в 1956 году. В 1957 году милицией ликвидировано около 8000 разбойных, грабительских и бандитских групп, в которых участвовало свыше 20000 человек, по линии БХСС разоблачено 24000 организованных групп расхитителей социалистической собственности, спекулянтов и других преступников с числом участников 62211 человек. О социальной опасности таких групп можно судить по приводимым ниже примерам.
В Грузинской ССР ликвидирована бандитская группа Гигаури, совершившая ряд дерзких ограблений и убийств пассажиров рейсовых автобусов, а также краж из магазинов и домов в Ахметском районе Грузинской ССР. По делу арестовано 18 человек. В Армянской ССР ликвидирована бандитская группа Рафаэляна, соверши¬вшая в 1955—1957 годах несколько убийств и 7 вооруженных нападений на магазины в г.Ереване, во время которых было похищено более чем на 350000 руб. материальных ценностей и наличных денег.
Разоблачена группа расхитителей социалистической собственности в количестве 74 человек, занимавшаяся изготовлением граммофонных пластинок из похищенного сырья. Преступники действовали и реализовывали свою продукцию более чем в 14 городах Советского Союза. Только по двум предприятиям пластмасс местной промышленности г.Москвы преступники нанесли государству ущерб более чем на 2 млн руб.
Всего в течение года у разоблаченных органами ¬милиции расхитителей и спекулянтов было изъято на 152708860 руб. различных товаров, ценностей и описано имущества на 166019788 руб.».

«Много крупных организованных хищений»

Но все же в докладе признавалось, что ситуация складывается не самым лучшим образом: «Несмотря на ряд мер, принятых милицией, а также местными партийными и советскими органами, по усилению борьбы с уголовной преступностью и охраны общественного порядка, преступность в стране продолжает оставаться высокой».
При этом часть ответственности за высокий уровень преступности переносилась на само население СССР: «Проводимых только МВД СССР мероприятий по улучшению деятельности милиции далеко не достаточно для решительного искоренения преступности в стране. Большинство уголовных преступлений совершается людьми с низким культурным уровнем, зачастую не имеющими никакой специальности; как правило, преступления совершаются лицами, находящимися в нетрезвом состоянии.
МВД СССР в первом полугодии проверило содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях Свердловской и Калининской областей 2249 преступников, осужденных за хулиганство. Оказалось, что 73% этих лиц имеют низшее образование, 94,3% совершили преступления в нетрезвом состоянии, а среди убийц, содержавшихся в местах заключения в Свердловской области, 80% с низшим образованием, не имевших никакой специальности.
В ряде случаев пьянство приводит к тому, что преступления совершают люди, которых невозможно было ранее заподозрить в чем-либо предосудительном. В Чусовском районе Пермской области, например, секретарь комсомольской организации строительной школы №6 Главного управления трудовых резервов Целоусов,
1934 года рождения, будучи пьяным, похитил из школы малокалиберную винтовку с патронами, из которой затем 8 человек убил и 5 ранил. В г.Днепродзержинске бригадир слесарей предприятия «Укрвторчермет» Сридний, 1927 года рождения, в нетрезвом состоянии выстрелом из охотничьего ружья тяжело ранил своего соседа Коваленко, а затем, выйдя на улицу, открыл стрельбу по прохожим и ранил еще 17 человек».
Кроме малограмотных и пьющих людей, ответственными за высокий уровень преступности в МВД считали производственные коллективы: «Несмотря на явный вред и общественную опасность пьянства, борьба с этим злом ведется крайне слабо. Особенно неблагополучно обстоит дело с воспитательной работой среди рабочих, проживающих в общежитиях. Ра¬бочие, проживающие в общежитиях облстройтреста (г.Сталино), строительного управления №5 треста «Шахтерскжилстрой» 2, 3 и 6-го шахтоуправлений, треста «Советскуголь» (г.Макеевка), в свободное от работы время предоставлены самим себе. Культурно-массовая и воспитательная работа среди них не ведется. В этих общежитиях неоднократно имели место коллективные пьянки, азартные игры, драки и поножовщина».
Плохо, по мнению МВД, работали и организации, которые тогда было принято именовать очагами культуры. А организации, школы и сама молодежь обвинялись в высоком уровне детской и подростковой преступности: «Обращает на себя внимание такой факт, что около 50% привлеченных уголовным розыском к уголовной ответственности составляет молодежь в возрасте от 12 до 25 лет; из общего числа привлеченных к уголовной ответственности 36742 человека состояли в комсомоле. Всего в 1957 году подростками в возрасте до 18 лет самостоятельно и при участии взрослых совершено 49780 преступлений. В целом по стране за год привлечено к уголовной ответственности неучившихся и неработавших 17957 подростков (33,9% к общему числу привлеченных подростков)...
Многие подростки, выйдя из-под влияния школы, оказавшись без дела, становятся на преступный путь. Применяемые к подросткам меры уголовного наказания за совершенные преступления путем осуждения их к лишению свободы с содержанием в местах заключения в некоторых случаях являются нецелесообразными и не служат целям исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Например, несовершеннолетние комсомолки Чухлебова и Клиндухова, работавшие нянями детских яслей №42 в г.Нижний Тагил Свердловской области, были осуждены к 1 году исправительно-трудовых работ только за то, что они похитили в этих яслях несколько детских игрушек».
А руководители торговых организаций и кооперативных предприятий, как следовало из доклада МВД, сами создают условия для хищений: «На предприятиях, в организациях торговли, промысловой кооперации, местной промышленности и в сельском хозяйстве имеют место многочисленные случаи хищения социалистической собственности, спекуляции и взяточничества, причем совершается много крупных замаскированных организованных хищений сырья, материалов, готовой продукции и денежных средств за счет ухудшения качества продукции, обворовывания сдатчиков и поставщиков сырья. Наблюдаются многочисленные случаи обмана потребителей путем обмера, обвеса, обсчета в магазинах, ресторанах, ателье и в мастерских бытового обслуживания».

«Плохо организуют агентурную работу»

Ко всем прочим бедам, как следовало из доклада МВД, статистику преступности портили многочисленные преступники-гастролеры и бродяги, личность которых из-за пробелов в законодательстве не всегда удавалось установить. Из-за несовершенства законодательства в число преступников попадали те, кого и вовсе не долж¬но было быть среди судимых: «Произведенной МВД СССР проверкой 236 лиц, привлеченных к уголовной ответственности в Свердловской области за мелкие кражи и мелкие хищения, установлено, что среди них 59 колхозников, осужденных за хищение и кражи сена и соломы, совершенные ими вследствие того, что они абсолютно не имели кормов для скота, находящегося в их личном пользовании.
Так, колхозник деревни Рябни Сажинского района Свердловской области Мухин, 1908 года рождения, име¬ющий на иждивении 5 детей, работавший в колхозе с первых дней коллективизации и характеризовавшийся все время положительно, не имея кормов для своей коровы, совершил кражу одного воза соломы с поля колхоза, за что был осужден к 6 месяцам исправительно-трудовых работ. Колхозник деревни Бишково Красноуфимского района Свердловской области Гарипов, 1914 го¬да рождения, член КПСС с 1950 года, депутат сельского совета, имеющий на иждивении 7 детей, также характеризовавшийся положительно, украл в феврале 1957 го¬да для кормления личного скота с поля колхоза один воз сена, был привлечен к уголовной ответственности и осужден к 3 месяцам лишения свободы.
В связи с этим следовало бы ускорить рассмотрение вопроса об изменении уголовного законодательства и установить за некоторые преступные действия не уголовную ответственность, а меры административного и общественного воздействия».
Однако в докладе МВД приводились причины роста преступности, которых после постановления ЦК и Сов¬мина 1956 года не могло и не должно было быть: «Значительное количество преступлений (до 25% от их общего числа) совершается лицами, ранее судимыми. Этому способствует то, что многие освобождаемые из заключения лица, особенно не имеющие семей и жилья, испытывая затруднения в трудоустройстве, оказываются в тяжелом материальном положении и вновь становятся на преступный путь».
Претензии к самой милиции оказались теми же, что фигурировали в списке нетерпимых недостатков МВД во время приема и передачи дел в министерстве: «Большая преступность в известной мере объясняется тем, что органы милиции все еще плохо организуют агентурную работу, недостаточно уделяют внимания подбору, изучению и воспитанию агентов, контролю за их поведением; допускают медлительность в агентурной разработке преступного элемента; мало предупреждают и не обеспечивают раскрытие всех совершенных преступлений; слабо используют имеющиеся силы и средства для борьбы с преступностью. Со стороны некоторых работников милиции допускаются нарушения социалистической законности: незаконные задержания, обыски граждан, укрытие от учета преступлений, необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел, прекращение их без достаточных на то оснований и другие».
Собственно, все это свидетельствовало о том, что реформа МВД не дала ожидаемых результатов. Но ничего странного в этом не было. Во второй половине 1950-х годов в стране начался серьезный экономиче¬ский кризис (имели место и, по сути, дефолт, и безработица), который и определял уровень преступности. Впрочем, как и во время других советских экономических кризисов. А вот структурные изменения, смена вывесок и кадрового состава правоохранительных органов никогда и ни на что существенно не влияли.

Евгений ЖИРНОВ,
«Коммерсант-Власть»