Закон і Бізнес


Первый ход – с «козыря»

В «деле Гонгадзе» Генпрокуратура достала «туза» из рукава


Государство и общество, №13 (1000) 26.03—01.04.2011
3575

Наметившиеся в начале 2011 года проволочки с продвижением «дела Георгия Гонгадзе» в суд следователи решили компенсировать с лихвой весной. В марте Генпрокуратура «пошла с козырей»: в причастности к гибели журналиста подозревают Леонида Кучму. Такой поворот событий мгновенно стал сенсацией.


Судебная заминка

Раскрытие убийства Г.Гонгадзе уже давно стало «делом чести» и популярным пунктом предвыборных программ представителей различных политических сил. Не забыл пообещать всяческое содействие (в том числе и при встрече с матерью погибшего) и нынешний Президент. Летом 2009-го был арестован Алексей Пукач, и за год правления Виктора Януковича расследование действительнопродвинулось вперед: в сентябре 2010-го Генпрокуратура объявила о том, что досудебное следствие закончено. Предварительные выводы ГПУ о том, что заказчиком самого резонансного убийства был ныне покойный Юрий Кравченко, у многих экспертов и немалой части общества вызвали недоумение.Спустя некоторое время следователи несколько «сдали назад»: в октябре сменился руководитель оперативно-следственной группы, занимавшейся «делом Пукача», было заявлено о продолжении следственных мероприятий. О готовности передать дело в суд Генеральный прокурор сообщил уже в декабре. Но в новом году начались и новые проблемы.
В 2011-м адвокат Миро¬славы Гонгадзе попыталась в судебном порядке помешать попытке ГПУ снять с А.Пукача обвинение в заказном убийстве. Но Печерский районный, а затем и Апелляционный суд г.Киева сочли, что переквалификация преступления на «выполнение преступного приказа» была вполне обоснованной, а доводы сторонников «заказной» версии имели «оценочный характер». Внесение коррективов в состав инкриминируемого преступления может иметь далекоидущие последствия. С одной стороны, выбор статьи влияет на суровость потенциального наказания. С другой — если нет заказа, то, очевидно, нет острой не¬обходимо¬сти и искать заказчика…
Все эти перипетии не прошли мимо внимания международных организаций. В феврале «Репортеры без границ», которые уже называли дело об убийстве журналиста «тестом для Януковича», вы¬ступили с очередным заявлением, в котором выразили обеспокоенность тем, что следствие пытается ограничить круг высокопоставленных лиц, причастных к убийству, А.Пукачем и Ю.Кравченко. «Желание защитить высших политических лидеров, которые, скорее всего, и отдали приказ устранить Г.Гонгадзе, отражается в непоследовательности и противоречиях, в которых сейчас погрязла Генпрокуратура, ответственная за расследование», — считают в организации. Своеобразный ответ ГПУ дала уже во второй половине марта, открыв дело против второго Президента Украины.

Дело без Кучмы: посмеялись и хватит?

Известие о том, что Генпрокуратура вплотную заинтересовалась Леонидом Даниловичем, прогремело 21 марта, ближе к вечеру. До середины следующего дня причаст¬ные и просто заинтересованные лица делали все, чтобы сохранить интригу: официально информацию никто не подтверждал. Многие (как, например, Святослав Пискун) в правдивости слухов сомневались. Информационные страсти накалялись почти до середины следующего дня — до тех пор, пока факт открытия уголовного дела не подтвердил первый заместитель Генерального прокурора.
«Подтверждаю, действительно в отношении Леонида Даниловича Кучмы возбуждено уголовное дело. Кучма Леонид Данилович подозревается в превышении власти, в даче незаконных распоряжений должностным лицам Министерства внутренних дел, которые привели впоследствии к убийству журналиста. Расследование этого дела ведется интенсивно и, надеюсь, в ближайшее время будет завершено», — поделился сенсационной информацией Ренат Кузьмин. «Интенсивность» и в самом деле заметна невооруженным глазом: встречу со следователем назначили на 23 марта. По словам Р.Кузьмина, обвинение Л.Кучме еще не предъявлено (соответственно, и статья пока не известна), но безнаказанно покинуть пределы страны бывший глава государства, которого также подозревают в причастности к «смежному» преступлению — похищению Алексея Подольского, уже не может. Кроме того, Генпрокуратура готовится учесть как вещественные доказательства в деле и знаменитые пленки Николая Мельниченко.
Каким бы впечатляющим ни был сам факт попытки следствия установить роль Л.Кучмы в убийстве Г.Гонгадзе, у пострадавшей стороны полумеры одобрения не вызывают. Уточнение Р.Кузьмина по поводу того, что экс-гаранта подозревают в превышении полномочий, — уже повод задуматься. «Если следователь считает, что Л.Кучма давал указания убить журналиста, то это следует квалифицировать по статье об убийстве, а не превышении полномочий», — убеждена Валентина Теличенко, представляющая интересы М.Гонгадзе. К тому же адвокат уверена, что останавливаться на достигнутом Генпрокуратуре не стоит. «В отношении Владимира Литвина так или иначе надо выносить такое постановление (о возбуждении уголовного дела. — Прим. ред.). Надо также ¬определиться и по Деркачу (экс-главе СБУ Леониду Деркачу. — Прим. ред.), и по другим фигурантам, которые есть в показаниях А.Пукача», — уточняет В.Теличенко. О том, появятся ли новые подозреваемые, сейчас, судя по всему, говорить рано. В.Литвин тем временем уже сообщил о том, что не считает дело против Л.Кучмы элементом давления на себя. Правда, подробнее комментировать сенсацию спикер пока не спешит. Впрочем, его сдержанность не слишком препятствует нарастающему информационному валу.

Что было, что будет?..

Долгожданное, но тем не менее неожиданное известие мгновенно взбудоражило украинский политикум. Уголовное преследование Президента, пусть даже сложившего полномочия 6 лет назад, — однозначно событие нерядовое. Посему не удивительно, что желающих дать свою оценку происходящему становится все больше.
Первые часы «жизни» сенсации показали, что украин¬ским политикам трудно оставаться в стороне от обсуждения такой животрепещущей темы, хотя сначала сказать что-либо по существу им было сложно. По большому счету политикум сходу начал разделяться на два лагеря — оптимистов (преимущественно от власти), уверенных, что Генпрокуратура просто выполняет свои обязанности, и пессимистов (как и можно было ожидать — оппозиционеров), убежденных в том, что дело против Л.Кучмы — это пиар-акция новой власти, которая не будет иметь далекоидущих юридических последствий.
Наиболее простое объяснение происходящего вполне вписывается в рамки версии все тех же оптимистов. При желании можно предположить, что, открыв уголовное дело, следователи «всего-навсего» выполнили свой гражданский долг и служебные обязанности. Даже если это и так, то пресловутое «исполнение долга» может сыграть ГПУ на руку. В послед¬ние месяцы Генпрокуратуру обвиняли в применении «избирательной юстиции». А недавнее решение может внес¬ти поправки и улучшить репутацию. «Сигнал власти в следующем: перед законом равны все. Даже по отношению к бывшему Президенту, по отношению к тому, кто ввел В.Януковича в политику. Даже по отношению к тому, кто сегодня не находится в оппозиции к Президенту, а является его сторонником, советчиком, помощником в политическом смысле этого слова», — допускает политолог и член «Единого центра» Вадим Карасев. Репутация власти, готовой на ущемление любых интересов предшественников во имя принципа, — не самый плохой бонус, который поможет доказать Западу справедливость судебных начинаний нынешнего руководства государства, особенно если учесть, что последние представлены в интересном ассортименте (ГПУ возобновила следствие еще по одному скандальному делу — о смерти Вячеслава Чорновила).
Однако преследование Л.Кучмы может иметь и «антирекламный» характер. В первую очередь, ГПУ можно заподозрить в том, что такая ее инициатива играет роль своего рода акции устрашения для оппозиционеров. Во вторую — что озвученный посыл «Берегитесь!» может быть адресован либо окружению второго Президента (как вариант, его зятю Виктору Пинчуку — не последнему в Украине бизнесмену), либо соратникам властей. И хотя недавние заявления и ¬поступки того же В.Литвина пока не предвещают раскола в коалиционном семействе («тонким местом» в свете приближающейся пенсионной реформы кажется скорее КПУ), но мало кто станет отказываться от потенциально действенных аргументов. «Я не исключаю, что против В.Литвина тоже могут возбудить уголовное дело, используя его как поучительное средство: чтобы он никогда не пытался вести свою игру. Другое дело, что это дело никто доводить до конца не будет, просто подвесят над ним, как дамоклов меч, и все», — предполагает политолог Тарас Березовец. Еще один сходный вариант сценария допускает, что объектом устрашения могут оказаться максимально «свои». «Вариант: это попытка атаки донецкой части окружения Президента на недонецкую. Л.Кучма в данном случае как бы окольный вариант, непрямой объект атаки. Это демонстрация того, что потом могут ударить и по более серьезным фигурантам, которые сейчас находятся в окружении Президента», — не исключает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
О том, какими именно дополнительными соображениями могли руководствоваться инициаторы уголовного преследования экс-главы государства, на старте говорить трудно. Многое зависит не только от «дополнительных эффектов» возбуждения уголовного дела, но и от того, чем это начинание закончится. В большинство гипотетических сценариев вписывается вариант, при котором расследование со временем будет спущено на тормозах, а само дело закрыто в связи с отсутствием состава преступления, хотя и стоит отметить, что на старте ГПУ взялась за нового фигуранта с энтузиазмом. Однако может получиться и так, что правоохранители публично докажут полную невиновность экс-президента, что позволит как минимум на какое-то время снять давно обсуждаемый вопрос с повест¬ки дня, а в последствии, быть может, и вернуть Леонида Даниловича на политическое поле. В любом случае, не стоит забывать, что как бы ни велось расследование «дела Кучмы» и к чему бы ни привело, само по себе оно обладает впечатляющим отвлекающим эффектом. И в самом деле, что тут лишний раз о реформах вспоминать, когда президентов судить хотят?..

Ксения СОКУЛЬСЬКАЯ, «Подробности»

P.S. 23 марта стало известно, что следователи ГПУ вручили Л.Кучме постановление о возбуждении против него уголовного дела. Экс-президента подозревают в превышении власти, даче ¬незаконных распоряжений руководству МВД, что привело к убийству Г.Гонгадзе. При этом Л.Кучма не согласился ни с одним пунктом обвинения.

Опрос «З&Б»

Зачем открыли уголовное дело против Кучмы?

За последние дни прозвучало немало противоположных версий о причинах открытия уголовного дела против экс-президента Леонида Кучмы. Украинский политикум разделился. По мнению экспертов, возвращение к «делу Гонгадзе» является зацепкой, которая поможет расширить круг потенциальных клиентов Генпрокуратуры. Корреспондент «ЗиБ» поинтересовалась у представителей законодательной власти, что они думают по этому поводу.

Юрий КАРМАЗИН, фракция блока «НУНС»:
— Есть несколько версий. В первую очередь это делается для того, чтобы отвлечь внимание от происходящих сейчас общественных процессов. Другой причиной является желание, немного очистив «государственный мундир», улучшить репутацию, а также показать, что фигурантом уголовного дела может быть и Президент. По моему мнению, несмотря на видимость объективности расследования, восстановление справедливости занимает лишь последнее место в списке версий.

Владимир ЯВОРИВСКИЙ, фракция БЮТ — «Батьківщина»:
— Для того чтобы сымитировать всплеск демократии и справедливости в Украине, мол, даже экс-президента можно привлечь к ответственности. Впрочем, я думаю, Леонид Данилович абсолютно спокойно себя чувствует, поскольку вряд ли ему что-то грозит.

Леонид ГРАЧ, внефракционный:
— По моему мнению, дело 10-летней давности, которое так упорно не хотели раскрывать сразу после того, как Л.Кучма оставил президентское кресло, достали, чтобы в первую очередь отвлечь украинцев от острых социально-экономических проблем, с которыми они сегодня сталкиваются. В любом случае это не лучшие времена для Леонида Даниловича. И с моральной точки зрения я его поддерживаю, поскольку понимаю, что означают преследование и громкие заявления-обвинения, которые звучат до решения суда. Так, кое-кто уже прогнозирует, что экс-президенту ничего не грозит: мол, Л.Кучма купит суды. Что это за оценки такие?
Но, думаю, политический антагонизм не даст объективных ответов на ключевые вопросы. А все ради того, чтобы подорвать ситуацию в украинском обществе.

Святослав ОЛИЙНЫК, внефракционный:
— Очевидно, что в настоящее время возбуждение дела против Л.Кучмы является главным информационным событием. Однако это было бы уместно 8—9 лет назад, а сегодня выглядит как своеобразный перформанс для того, чтобы отвлечь внимание общественности от ключевых проблем. Если рассматривать это с юридической точки зрения, то результатом должно было бы стать привлечение к ответственности многих.

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, фракция ПР:
— Как политик, я не хочу это комментировать, но с юридической точки зрения считаю, это мотивированное постановление, которое опирается на имеющиеся доказательства и заявления. Не следует забывать, что при рассмотрении уголовного дела может произойти так, что судья вынесет ¬оправдательный приговор.

Записала Татьяна КУЛАГИНА