Закон і Бізнес


Дунайская осада

Румыния собирается закрыть украинский судоходный канал


Украина и мир, №12 (999) 19.03—26.03.2011
3047

Назревает очередной конфликт между Украиной и Румынией. По сообщению одного из нардепов Верховной Рады, Бухарест готовится использовать международные экологические соглашения, чтобы летом закрыть украинский канал Дунай — Черное море. Официальный Киев ситуацию не комментирует, хотя чиновники нескольких ведомств подтвердили, что украинская сторона готовит серьезные контраргументы.


По некоторым данным, Румыния собирается поднять этот вопрос в ходе запланированной на начало июня 5-й встречи сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Это международное соглашение, подписанное 42 странами, было разработано Европейской экономической комиссией ООН в 1991 г., а вступило в силу в 1997-м. Документ предполагает, что оценка влияния на окружающую среду всех потенциально опасных проектов, реализуемых на приграничной территории, должна осущест¬вляться с участием сопредельных стран.
Формально украинский канал Дунай — Черное море в устье Быстрое подпадает под требования конвенции. Но, как объяснил один из украинских дипломатов, документ предполагает обсуждение и согласование проектов на стадии планирования, а украинский канал уже введен в эксплуатацию с 2004 г.
Даже с учетом перерыва в его работе до 2007-го, когда проводились работы по расчистке от последствий паводка и углублению русла, а также укреплению береговой линии, украинские экологи готовы доказать, что за по¬следние четыре года канал не оказал губительного воздействия на окружающую среду. Козырем румынской стороны в данном споре является обнародованное в 2006 г. за¬ключение Экономической комиссии ООН о том, что канал все же может нанести вред отдельным видам фауны в дельте Дуная.
Эксперты отмечают, что экологические претензии Румынии имеют экономическую основу, поскольку украинский маршрут оказался более выгодным, чем румынский Сулинский канал. Пару недель назад агентства, ссылаясь на украинские правительственные структуры, сообщили, что в январе этого года был установлен своеобразный рекорд: по каналу в устье Быстрое прошло 131 судно под флагами 19 стран. Это максимальный показатель с момента открытия украинского маршрута. Агентства обратили внимание, что по румынскому каналу в январе прошло 107 судов, то есть на 22% меньше, чем по украинскому.
Специалисты объясняют ситуацию тем, что украин¬ский маршрут удобнее: двустороннее движение возможно круглый год и в любое время суток. Широта же Сулинского канала на участке протяженностью несколько десятков километров не позволяет судам одновременно двигаться в противоположных направлениях, что тормозит работу.
Кроме экономических потерь, неизбежных из-за лишения монополии в торговом судоходстве в регионе, Румыния, по мнению украинских экспертов, пытается прощупать почву в вопросе отношения международного сообщества к ее территориальным претензиям к Украине.
Как известно, в 2009 г. Бухарест выиграл инициированную им же судебную тяжбу в Международном суде ООН: суд отказался признать остров Змеиный частью прибрежной линии Украины при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Многолетний спор за остров был связан с тем, что на прилегающем к нему шельфе расположены крупные месторождения нефти и газа. Румынская сторона построила свою линию на доказательствах, что Змеиный — не остров, а всего лишь скала, которая не может иметь собственные территориальные воды.
А год назад украинский депутат Геннадий Задирко сообщил, что у Бухареста появились новые территориальные претензии к Украине: речь шла о попытке добиться признания за Румынией права на несколько мелких островов по фарватеру украин¬ского судоходного канала, самым крупным из которых является остров Майкан. Депутат пояснил: «Румынии нужен не остров, а канал. Если граница изменится, судоходный коридор станет общим, и украинские доходы нужно будет поделить».
Официальные лица Украины и Румынии не раз делали противоречащие друг другу заявления по этому поводу. Поскольку к компромиссу прийти не удалось, то, скорее всего, румынская сторона нашла обходной путь, чтобы избавиться от конкурента при помощи экологических соглашений.

Татьяна ИВЖЕНКО,
«Независимая газета»