Закон і Бізнес


Распоряжение на убийство

Суд нашел в «деле Пукача» не заказной след, а только выполнение преступного приказа


Преступление и наказание, №11 (998) 12.03—18.03.2011
3148

Точка, поставленная прокуратурой в расследовании убийства Георгия Гонгадзе, вызвала недовольство не только родственников и адвокатов погибшего, но и мирового сообщества. А вот в обителях Фемиды  согласились с такой формулировкой обвинения в отношении бывшего генерала МВД Алексея Пукача, как «выполнение преступного приказа», тогда как ранее ему вменялось в вину заказное убийство.


Безрезультатная апелляция

В частности, 2 марта Апелляционный суд г.Киева подтвердил решение Печерского районного суда столицы о законности прекращения Генеральной прокуратурой «дела А.Пукача» в части обвинения в заказном характере убийства журналиста.
Как сообщила адвокат Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко, своим постановлением суд отказал ей в удовлетворении жалобы на неправомерность решения ГПУ и Печерского райсуда.
Напомним: 31 января Печерский райсуд столицы признал законным постановление прокуратуры о прекращении уголовного дела в отношении экс-генерала в ча¬сти обвинения в заказном характере убийства Г.Гонгадзе. Суд счел, что доводы заявителей о наличии данных о совершении А.Пукачем заказного убийства являются оценочными, а следователь, внося постановление, соблюдал нормы УПК.
Ранее В.Теличенко и пострадавший Алексей Подольский просили суд отменить постановление о прекращении уголовного дела в отношении А.Пукача в части обвинения в заказном характере убийства Г.Гонгадзе. А 7 февраля адвокат подала жалобу в Апелляционный суд Киева на постановление Печерского райсуда столицы.

Международная реакция

После оглашения резолюции апелляционной инстанции независимая организация «Комитет по защите журналистов», которая базируется в Нью-Йорке, выразила обеспокоенность последними действиями украинской власти, которые, по ее мнению, ведут к сворачиванию прогресса 10-летнего расследования убийства журналиста.
«Новый статус дела возлагает ответственность за совершение преступления на единственного виновника — бывшего министра внутренних дел (Юрия Кравченко. — Прим. ред.). И технически не дает следователям выйти за пределы круга подозреваемых», — цитирует международных защитников «Украинская правда».
Прокуроры провалили расследование причастности к делу бывших и нынешних высокопоставленных чиновников, включая бывшего Президента Леонида Кучму и тогдашнего главу Администрации Президента и нынешнего спикера Владимира Литвина. Они длительное время подозревались в причастности к убийству Г.Гонгадзе, отмечается в сообщении.
«Это не что иное, как попытка власти блокировать дальнейшее расследование убийства Г.Гонгадзе», — считает координатор программы в Европе и Центральной Азии Нина Огнианова. «Все исполнители этого преступления, несмотря на ранг, влияние и должность, должны быть привлечены к ответственности», — подчеркнула она.

Один за всех в ответе

Тем временем А.Пукачу продлили срок ареста еще на 2 месяца. Соответству¬ющее решение один из судов Киева принял 3 марта, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник.
Впрочем, в пресс-службе Генпрокуратуры пока не имеют информации об этом. Отметим, что А.Пукач находится под стражей с 23 июля 2009 года по решению суда. А 6 де¬кабря минувшего года ГПУ заявила о завершении расследования по уголовному делу по обвинению А.Пукача в убийстве журналиста.
Сейчас следствие считает, что именно экс-министр МВД Юрий Кравченко дал приказ своему подчиненному А.Пукачу «разобраться» с Г.Гонгадзе в 2000 году. И 4 марта этого года исполняется 6 лет со дня гибели экс-министра. 5 марта ему исполнилось бы 60 лет. По официальной версии следствия, Ю.Кравченко покончил жизнь самоубийством накануне допроса по «делу Г.Гонгадзе», на который он вызывался как свидетель.
Сейчас появилась информация о том, что адвокат вдовы Ю.Кравченко Татьяны будет просить ГПУ допустить его к делу об убийстве Г.Гонгадзе в качестве защитника экс-министра. Об этом адвокат Алексей Сливинский сказал газете «Сегодня».
Он уже обращался в ГПУ с ходатайством допустить его к этому делу в качестве защитника Ю.Кравченко, но получил отказ, так как умершим адвокаты не положены.
«Получается юридическая коллизия. Обвинять покойного в том, что он отдал преступный приказ А.Пукачу убить Г.Гонгадзе, можно. А предо¬ставить ему право на защиту — нет. Это противоречит общечеловеческим законам!» — заявил А.Сливинский. «Когда материалы «дела Г.Гонгадзе» будут переданы из ГПУ в суд, я буду снова просить допустить меня к участию в процессе. Иначе я не понимаю, как суд будет рассматривать это дело. Ведь, по закону, интересы Ю.Кравченко (даже если он умер) кто-то должен представлять!» — добавил адвокат.
Отметим, что вдова Ю.Крав¬ченко просила Генпрокуратуру возбудить дело в отношении покойного мужа, чтобы доказать, что он не виновен, но пока не ясно, возбуждено ли оно.
«Есть неофициальная информация о том, что ГПУ удовлетворила просьбу Т.Крав¬ченко и все-таки возбудила уголовное дело против Юрия Федоровича. Но постановление о возбуждении этого дела мы не видели и утверж¬дать, что оно существует, не можем», — сказал А.Сливинский.
Впрочем, он считает, что признать Ю.Кравченко виновным суд, скорее всего, не сможет. «Согласно закону никто не может быть обвинен в совершении преступления без приговора суда, а вынести приговор в отношении умершего суд не может», — пояснил адвокат.