Закон і Бізнес


Кресла для профессионалов

Виктор ТАТЬКОВ: «Назначая на админдолжности, мы смотрели на качество работы, а в Донецком регионе всегда были самые лучшие показатели»


Судейские кадры, №10 (997) 05.03—11.03.2011
3884

На первом и, будем надеяться, не последнем брифинге председатель ВХС рассказал о своем отношении к законодательным новациям, об угрозах для отечественной экономики и проблеме с заполнением вакансий в судах. Пришлось Виктору Татькову отвечать и на ряд неудобных вопросов, ведь деятельность «хозяйственников» в последнее время была очень неодно¬значна и получила широкий общественный резонанс.


Неравная справедливость

— На пленуме многие судьи говорили о недостатках автоматического распределения дел. Не могли бы вы более детально рассказать об этой проблеме?
— От участников судебного процесса поступало много жалоб на то, что дела распределялись в ручном режиме. Введение в действие автоматизированной системы — это шаг вперед. Но в тех судебных системах, где есть деление по видам юрисдикции, работать с такими нововведениями сложнее. За рубежом есть отдельные суды: детства, по семейным, финансовым спорам и т.д. — и поэтому при распределении учитывается только нагрузка.
Сложность же нашей ситуации заключается в том, что есть судьи, которые рассматривают исключительно дела одной категории. Например, относительно перевозки груза, где есть специальная терминология, которую другому судье придется дополнительно изучать. Поэтому чем уже специализация, тем выше квалификация судьи и тем качественнее будет его решение. Разработчикам автоматизированной системы сложно учесть эту особенность.
Кроме того, при распределении дел за отчетный период берется год, поэтому система может распределять дела очень несправедливо: излишне нагружать некоторых судей и почти не давать дела другим. Возможно, новая версия автоматического распределения, которую пообещала внедрить Государственная судебная администрация, поз¬волит устранить недостатки.
Еще одна проблема распределения — длительность процесса. В ВХС в настоящее время стоит очень мощный сервер, но даже он распределяет одно дело 1,5—2 минуты.

Законодательные трудности

— Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел принял решение, которым признал незаконной выдачу валютного кредита. Как вы оцениваете эту ситуацию?
— Суд принял решение, которым признал кредитный договор недействительным потому, что в банке не было лицензии на выдачу кредитов в иностранной валюте. Такое решение стало возможным из-за того, что вопросы валютного кредитования законодательно не урегулированы. С одной стороны, существует декрет Кабмина, предусматривающий наличие лицензии для выдачи кредита в валюте. В то же время в соответствии с законом «О Национальном банке Украины» финучреждения имеют право на валютное кредитование и без соответствующей лицензии.
Cегодня этим занимается рабочая группа, цель которой — наработка изменений в законодательство, регулирующее кредитную деятельность. Банки — это кровеносная система нашего государства, необходимая для его развития. При этом следует помнить, что банки одалживают не собственные средства, а деньги открывших депозиты граждан. Таким образом, невозвращение кредитов бьет по обычным украинцам.
— Верховная Рада приняла в первом чтении и готовит ко второму законопроект относительно совершенствования ра¬боты Верховного Суда (№7447. — Прим. ред.), согласно которому он сможет не только направлять решение на новое рассмотрение, но и принимать решение по существу. Целесообразно ли вводить такие нормы, ведь в решениях ВС также бывают противоречия?
— Думаю, что правильнее было бы обсуждать уже закон. Законопроекты обсуждают народные депутаты. При действующей системе, если дело из специализированного суда ушло в ВС, то в абсолютном большинстве случаев это действительно вызвано наличием неоднозначной практики. Если же ВС отменяет решение, то пишет, какую именно часть следует трактовать иначе. После этого кассационная инстанция самостоятельно принимает новое решение. Но если нар¬депы примут новации, то будем работать в новых условиях.
— Часто приходится слышать жалобы на то, что невозможно заполнить вакансии в судах. Как обстоят дела в ВХС?
— Этот вопрос сегодня действительно требует решения. Заполнить кадрами высшие и апелляционные су¬ды проще, ведь здесь есть определенные требования к судьям, туда могут прийти только те, кто отвечает определенным условиям.
Болезненный вопрос — отбор кадров в первую инстанцию, ведь введенный новым законом механизм не работает уже полгода. Предусмотрена достаточно сложная процедура: тесты в Высшей квалифкомиссии судей, специальная подготовка в Национальной школе судей, потом конкурс на замещение вакансии. По моему мнению, при таких условиях первые назначения могут быть не раньше чем через год. Однако в нашей системе с кадрами особых проблем нет — не так много судей ушли в отставку или перешли в другие системы.

Спорные решения

— Имеет место следующая тенденция: кадры из Донецка начали назначать председателями судов в разных регионах Украины. В частности, Днепропетровского и Львов¬ского апелляционных судов и Киевского хозсуда. Неужели в этих учреждениях не было достойных кандидатур?
— Нужно понимать, откуда кандидаты на админдолжно¬сти берутся в ССХС. Когда я только пришел (на должность председателя ВХС. — Прим. ред.), то предложил ССХС создать кадровый резерв для замещения админдолжностей. Был утвержден следующий механизм: на админдолжность кандидатов предлагают собрание судей, председатель суда (на должность заместителей), председатель апелляционного суда (на места руководителей учреждений первой инстанции) и председатель ВХС (на должности руководителей апелляционных судов). У нас сегодня огромный кадровый резерв, и на совете рассматриваются все предложенные кандидатуры.
В печати обращали внимание на то, что Игорь Темкижев стал судьей Днепропетровского апелляционного хозсуда незадолго до назначения председателем этого учреждения. А что, нужно было, чтобы суд годами не имел руководителя? А почему ни¬кто не обратил внимания на то, что И.Темкижев проработал в системе хозяйственных судов 21 год? У меня такого стажа нет! Почему никто не говорит, что Александр Тупицкий (назначенный председателем Львовского апелляционного хозсуда. — Прим. ред.) имеет 17 лет стажа и был председателем лучшего суда в Донецкой области?
Мы исходили из качества работы этих судов, а в Донецком регионе у «хозяйственников» всегда были самые лучшие показатели. Разве что с Житомирской обла¬стью конкурировали, но там гораздо меньше дел.
Днепропетровский апелляционный хозсуд арендует помещение и ежегодно платит за это 3 млн грн. Почему бывший председатель суда не работал над тем, чтобы иметь свое здание? Почему у них низкое качество? Во Львове была напряженная ситуация внутри коллектива: одна часть поддерживала одного кандидата, а вторая — другого. Трудно представить, что было бы в случае назначения одного из них.
Меня удивило то, как долго ССХС рассматривал кандидатуры, — они полчаса совещались. Я спрашивал у Александ¬ра Удовиченко (председатель ССХС. — Прим. ред.), почему так долго. Он объяснил, что детально анализировали дела кандидатов, сравнивали стаж, опыт.
По моему мнению, необходимо в Национальной школе судей ввести дисциплину «менеджмент в суде». Организовать работу и знать все особенности коллектива, работать с органами госвласти — это очень сложно. От того, как председатель будет организовывать работу, многое зависит.
— В августе прошлого года ликвидировали 4 апе¬лляционных хозсуда. Однако причины этого не были озвучены. Почему все же суды ликвидировали и есть ли потребность возобновить их работу?
— Раньше у нас было семь апелляционных округов. Эта система создавалась в 2001 году, во время проведения малой судебной реформы. Столько же было апелляционных округов у административных судов. Авторы этой системы расписали, где какая нагрузка и какое расстояние до апелляционных судов.
Однако потом в областях стали создавать новые учреждения апелляционной инстанции: в Житомире, Луганске, Запорожье. В Киеве создали межобластной суд. И полтавчане ехали за 300 км в столицу, хотя до Харькова — меньше 150 км.
Кроме того, если посмотреть на нагрузку, то в Киеве — 6000 дел, во Львове — тоже около 6000, а в Луганске — 900 дел, Житомире — 1200, Киевском межобластном — 1700. А вот финансирование одинаковое. Когда готовились предложения, которые поддержал глава государства, были учтены все эти факторы.
В то же время решили соз¬дать новый апелляционный суд в Ровно, ведь из северных районов Волыни во Львов нужно ехать около 400 км и нагрузки там большие. Поэтому взяли циркуль и смотрели по карте, как лучше сделать окру¬га, чтобы и людям было удобно, и можно было сэкономить государственные средства. Никаких кулуарных причин для ликвидации этих судов не было. К тому же все судьи из ликвидированных учреждений уже трудоустроены.

Свободный проход

— После того как был закрыт первый пленум ВХС, проведенный под вашим председательством, состоялось заседание Совета судей хозсудов, на котором журналисты уже не присутствовали. В чем причина этого?
— Тот пленум касался подготовки разъяснения об осуществлении допуска дел в ВС. Мы пытались провести его как можно быстрее, ведь было немало вопросов относительно того, когда постановления высшего специализированного суда могут быть обжалованы. Мы готовили очень сложное постановление, его долго обсуждали на пленуме. Может, и была недоработка: наш аппарат не информировал о проведении этого пленума. Но он рассматривал сугубо профессиональные вопросы, и на нем не обсуждались никакие политические решения.
— Каждый гражданин имеет право присутствовать на любом судебном заседании. Однако когда пытаешься пройти в суд, то охрана просто так не пропускает. Кроме того, когда идешь на судебное заседание, охрана забирает диктофоны.
— Это вопрос я в настоящее время изучаю. Досадно, но ВХС так устроен: здесь расположены и кабинеты судей, и судебные залы.
Вот идет человек по улице. Возникло у него желание войти в суд, послушать дело. Есть у него такое право? Есть. У нас есть планы сделать отдельно судебные залы, как было в Донецком апелляционном хозсуде. Там заходит человек в отдельное здание. Стоит охранник, рамка и сейф. Посмотрели вещи — если есть какие-то опасные предметы, временно забрали и пропустили. И здесь будет так же.

Записал Алексей ПИСАРЕВ