Закон і Бізнес


Учеба пополам

Должностные лица собираются повысить качество обучения, закрыв каждый второй вуз


Законотворчество, №9 (996) 26.02—04.03.2011
2792

Осталось 4 месяца до вступительных экзаменов, а абитуриенты не знают, «выживет» ли вы¬бранное ими учебное заведение. Власть имущие до сих пор не приняли новый закон, который необходим для урегулирования ситуации, сложившейся в сфере высшего образования.


Так, никакого решения относительно законопроектов «О высшем образовании», зарегистрированных в конце 2010 года, Комитет ВР по вопросам образования и науки не принял. На заседание пришли почти 80 человек — ректоры высших учебных заведений, представители разных министерств, общественных и студенческих организаций, средств массовой информации. Само заседание должны были провести в соответствии с решением, принятым на согласительном совете парламента31 января 2011 года по поручению Председателя ВР.
На собрании планировалось обсудить новую редакцию закона «О высшем образовании», ведь было представлено два альтернативных законопроекта.
Однако 6 из 10 депутатов (именно 10 парламентариев составляют кворум) без объяснения причин не явились на заседание комитета, и оно было сорвано. Несмотря на отсутствие большинства, председатель Комитета ВР по вопросам науки и образования Владимир Полохало и народные депутаты — члены комитета Степан Давимука, Олесь Доний, Леся Оробец в течение 1,5 часа обсуждали эти законопроекты.
В проекте №7486, подготовленном нардепом Юрием Мирошниченко, предлагается заменить аккредитацию вузов аккредитацией специально¬стей, дать университетам право определять условия вступления и учебы контрактников, узаконить критерии получения образовательными учреждениями национального статуса. Проект №7486-1, разработанный Министерством образования и науки, дает вузам, в частности, право финансовой автономии и предлагает им новую классификацию.
Проект министерства раскритиковали студенты, которые 31 января провели возле Верховной Рады акцию протеста под лозунгом «Знания — не товар, вузы — не базар!». Требования студентов прозвучали и на заседании комитета. «Мы против сокращения госзаказа, классификации вузов по количеству студентов, принудительных отработок лекций, пропущенных бюджетниками, и увеличения платы за учебу для контрактников», — заявил представитель студенческого профсоюза «Прямое действие» Вадим Гудыма. Он считает, что интересы студентов не учтены ни в одном из проектов закона. В ответ директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Ярослав Болюбаш призвал «не политизировать вопрос». «В реформе образования нам важно объединить европей¬ское качество и национальные особенности. В предложенном законопроекте мы пытались учесть и пожелания Администрации Президента, и наработки Верховной Рады. Если он не устраивает, давайте создадим новый!» — сказал он и добавил, что в Украине вузов «вдвое больше, чем в начале 1990-х годов».
Представителей академических кругов больше всего интересовали практические вопросы. По мнению эксперта Центра образовательного мониторинга Лилии Гриневич, народным депутатам следует создать новый документ, в котором объединить рекомендации относительно студенче¬ского самоуправления из законопроекта Ю.Мирошниченко и положение об автономии преподавателей и студентов из документа, подготовленного министерством. Проект Минобразования раскритиковал член комитета О.Доний. «Киево-Могилянская академия по их классификации не может считаться академией. Неужели Могилянка дает плохое образование?» — удивлялся нардеп.
Участники дискуссии обменялись мнениями по поводу этих проектов и выразили свои позиции относительно процесса реформирования системы высшего образования. Все собравшиеся пришли к выводу, что необходимо как можно скорее подготовить новую редакцию закона «О высшем образовании».
Однако так и остался открытым вопрос, какие же переходные положения будут в новациях закона, чтобы не вышло так, что студенты окажутся на распутье при сокращении вузов.

Ирина ЧЕРВЯК