Закон і Бізнес


Информационная атака

УКБС против рассекречивания материалов независимых аудиторов


Банки и клиенты, №8 (995) 19.02—25.02.2011
2497

В банковском сообществе настаивают на недопустимости расширения полномочий НБУ в сфере внешнего аудита финучреждений. Так, специалисты убеждены: самостоятельно использовать результаты такого анализа регулятор может лишь в том случае, если заказывал этот аудит или же акционеры сами поделились информацией.


Поиск компромиссных решений по наиболее противоречивым нормам законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно регулирования деятельности банков)» (№0884) стал главной темой заседания Наблюдательного совета Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз», состоявшегося 9 февраля.
УКБС настаивает на необходимости исключения нормы об установлении регулятивного капитала банка на уровне не меньше уставного. По мнению экспертов, эта норма лишена логики, поскольку для стабильности финучреждения важно выполнение норматива адекватности регулятивного капитала, а не соответствие его размера минимальному размеру уставного капитала. Поэтому указанная норма только спровоцирует ситуацию, когда банк, выполняющий основные экономические нормативы в том, что касается капитала, будет находиться в безвыходном положении постоянного нарушителя.
Также УКБС настаивает на замене требования об увеличении в двухгодичный срок минимального размера уставного капитала финучреждения с 75 млн грн. до 120 млн. Представители банковского сообщества убеждают, что повышать нужно регулятивный (а не уставный) капитал, и считают необходимым дать для этого 5 лет. Как отмечают специалисты, это будет соответствовать стандартам «Базель-3», принятым осенью 2010 года.
Кроме того, УКБС хочет исключить из проекта нормы относительно расширения полномочий НБУ в сфере внешнего аудита банков. В частности, обязанности аудиторов сообщать НБУ о выявленных нарушениях, предо¬ставлять рабочие документы по вопросам проверки, а также касающихся требований регулятора относительно расширения предмета аудита финучреждений. Эти положения, отмечают эксперты, не соответствуют нормам ЕС и Международным стандартам аудита.
Для представления Нацбанку материалов аудита регулятор должен сначала получить от владельцев и акционеров согласие на заказ этого аудита и только тогда распоряжаться материалами, убеждены в УКБС.
Ассоциация считает необходимым оставить ст.73 закона о банках в действующей редакции, поскольку изменения могут дать основания для злоупотреблений регулятором правом отстранения от должности или запрета использовать право голоса, а также применения к финучреждениям санкций даже за незначительное нарушение.
«УКБС настаивает на необходимости оставить обязанность НБУ приглашать руководство банка для дачи объяснений при рассмотрении во¬проса о применении к финучреждению мер влияния и выражении предостережения, что применение этой меры влияния возможно в случаях, если действия лица привели к значительной потере активов банком или носят системный характер», — отметила генеральный директор Ассоциации Галина Олифер.
На заседании Наблюдательного совета также рассмотрели проект создания и использования индекса УКБС для определения рыночной процентной ставки, необходимость которого обусловлена потребностью в реальных инструментах для учета интересов банковских учреждений при формировании денежно-кредитной политики, которую проводит НБУ.
Обсуждали также аспекты сотрудничества УКБС с общественными организациями, перспективы консолидации для решения проблем всех участников финансового рынка.