Закон і Бізнес


Словесные баталии

Депутаты хотят карать за надругательство над языком, хотя не знают, что это


Законотворчество, №8 (995) 19.02—25.02.2011
2744

Сразу несколько народных избранников решили, что необходимо установить уголовную ответст¬венность за надругательство над украинским языком и языками национальных меньшинств. В то же время парламентарии не объясняют, что именно будет считаться надругательством, поэтому непонятно, к кому применять санкции.


Под влиянием Интернета

Первым с соответствующей законодательной инициативой в ВР обратился Арсений Яценюк, проект которого «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно введения уголовной ответственности за надругательство над государственным языком и языками национальных меньшинств Украины)» (№8031) был зарегистрирован в парламенте 28 января.
В пояснительной записке к документу отмечается, что публичное унижение или выражение пренебрежения, намеренное искажение украинского или других языков в официальных документах и текстах, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве влекут за собой ответственность, установленную законом. «Однако на сегодня не предусмотрена ответственность за издевательство, насмешку, глумление, пренебрежение к государственному языку и языкам национальных меньшинств Украины, то есть надругательство над языком в нашем государстве остается безнаказанным», — отметил А.Яценюк.
Лидер «Фронта перемен» не скрывал, что своеобразным катализатором появления новаций стал случай, когда работник ГАИ на просьбу объяснить на украинском языке, почему был остановлен автомобиль, ответил: «Не понимаю телячьей мовы». Видеозапись этого разговора была размещена в Интернете, а гаишника уволили.
«Такие действия работника органов внутренних дел —не что иное, как выражение пренебрежения к национально-культурному развитию украинцев, общественной ценности украинского языка, что свидетельствует о том, что в Украине налицо проявления унижения государственного языка», — убежден А.Яценюк.
В соответствии с новациями за публичное надругательство над государственным языком предлагалось преду¬смотреть наказание в виде штрафа в размере до 50 не облагаемых налогом ми¬ни¬мумов доходов граждан (850 грн.) или ареста на срок до 6 месяцев, а также лишения свободы на срок 3 года.
Такие же наказания предлагалось предусмотреть и за надругательство над языками национальных меньшинств. Только максимальный срок лишения свободы сделать чуть меньше — до 2 лет.

Вторая попытка

Однако парламентарии отклонили данное предложение. Вскоре после этого свой проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно введения уголовной ответственности за надругательство над государственным языком и языками национальных меньшинств Украины)» (№8092) внес бютовец Юрий Гнаткевич. Необходимость введения наказаний нардеп объясняет тем, что глумление над государственным языком и языками нацменьшинств провоцирует межнациональные конфликты.
Нардеп предлагает несколько иные санкции. Штраф за публичное надругательство над украинским языком предусматривается установить такой же, а в качестве альтернативного вида наказания — общественные (до 240 часов) или исправительные (до 2 лет) работы. Такие же санкции предлагаются и за публичное надругательство над русским языком и другими языками нацменьшинств.
Однако оба проекта имеют общий недостаток: в них нет определения, что такое надругательство над языком, и не объясняется, как определить, что это именно надругательство. Вот с  государственными символами все понятно — карать следует за их публичное повреждение или уничтожение.
С языком все значительно сложнее, ведь провокатор может искажать слова. И очень трудно доказать, что человек делал это намеренно, а не случайно. В то же время как надругательство можно квалифицировать заикание или произношение с акцентом. Не говоря уже о том, что чуть ли не половина украинцев (и это по скромным подсчетам) разговаривают на суржике, который, бесспорно, является надругательством как над украинским языком, так и над русским.
При таких обстоятельствах трудно представить, что парламент проголосует за новации. Да и сами нардепы вряд ли ожидали одобрения их предложений. Однако им удалось напомнить о себе как о защитниках украинского языка.

Алексей ПИСАРЕВ

Прямая речь

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, фракция ПР:
— Уголовное законодательство идет на либерализацию и только, скажем так, не очень умный человек может предлагать уголовную ответственность за использование языка. Одним словом, лечиться нужно авторам таких законопроектов, поскольку подобные новации не имеют права на существование и ничего, кроме иронической улыбки, не вызывают.

Олесь ДОНИЙ, фракция блока «НУНС»:
— Заботиться следует прежде всего о помощи в изучении украинского языка. И я удивляюсь, почему за 20 лет не была основана сеть бесплатных курсов украинского. В языковой сфере следует думать не столько о кнуте, сколько о позитивных программах поощрения населения к изучению украинского языка и культуры.

Записала Ани ГАЛУК