Закон і Бізнес


Год Януковича: реформы на марше

Даже оппоненты Президента вынуждены признать реальные изменения и власти, и общества


Власть и закон, №8 (995) 19.02—25.02.2011
12027

25 февраля 2010 года четвертый Президент вступил в должность. Когда Виктор Янукович шел на собственную инаугурацию, двери Верховной Рады буквально перед ним сами собой начали закрываться. Тогда противники и оппоненты новоизбранного гаранта настойчиво и зло заговорили о плохих приметах. Прошел год, было немало, казалось бы, и других примет, но ничего страшного за это время, к счастью, не произошло. Правда, сказать, что для главы государства и для страны год был непростым — ничего не сказать.


«И пораженья от победы…»

Виктор Янукович шел к своей цели долго и упорно. В 2004 году, как только Виктора Федоровича некоторые зарубежные коллеги начали поздравлять с победой на президентских выборах, она, эта победа, вдруг уплыла практически из-под носа. После своего проигрыша В.Янукович на некоторое время исчез с политической арены. Многие, а особенно противники, даже пророчили лидеру Партии регионов политическое небытие.
Но не тут-то было! Он вернулся во власть, стал Премьером при Президенте Викторе Ющенко (в 2004 году такое не могло прийти в голову даже самым большим фантазерам!), уверенно заговорил на украинском языке и в 2010-м на выборах пусть и на несколько процентов, но все же обошел одну из самых харизматичных и ярких личностей украинской политики — Юлию Тимошенко, заняв пост №1 в стране.
Идя в Президенты, кандидат В.Янукович в первую очередь обещал стране реформы. Экономические, политические, социальные. Можно сказать, что в этом плане он свое слово сдержал. Пусть инициированные Президентом и Кабмином реформы не всегда положительно оцениваются экспертами и обществом, но то, что глава государства и его команда не топчутся на месте, перетекая из одного политического скандала в другой, а действуют — факт неоспоримый.

Шаг во власть

Давайте вспомним основные политические и экономические события первого года правления новой команды.
25 февраля 2010 года. Торжественное заседание Верховной Рады. В.Янукович приносит присягу народу Украины. Примечательно, что на инаугурацию не явились ни представители БЮТ, ни сама Юлия Владимировна, ни первый президент страны Леонид Кравчук, демонстрирующий на тот момент чрезмерную лояльность к леди Ю. Не был замечен на торжествах и предшественник Виктора Федоровича — Виктор Андреевич. Правда, в тот день два Виктора все же встретились, но неприятный осадок остался. Присутствовал в сессионном зале только Леонид Кучма.
Первым же указом новоиспеченный глава государства сократил штат своего Секретариата и расходы на его содержание на 20%, а также вернул ему прежнее название — Администрация Президента.
11 марта 2010 года в Верховной Раде создана парламентская коалиция «Стабильность и реформы», куда во¬шли Партия регионов, Блок Владимира Литвина, КПУ и часть оппозиционных депутатов, которых потом сами же народные избранники окрестили уже привычным сегодня словом «тушки». В этот же день был утвержден весь персональный состав Кабинета Министров, возглавил который (вполне прогнозируемо) ближайший соратник главы государства — Николай Азаров.

Российский вектор

21 апреля 2010 года президент России впервые за последние 5 лет посетил Украину. Дмитрий Медведев и Виктор Янукович в Харькове подписали получившие широкий резонанс документы, согласно которым наша страна получила существенную скидку на поставляемый Россией газ и в свою очередь продлила на 25 лет срок пребывания в Крыму Черномор¬ского флота РФ.
Это был настоящий прорыв в украинско-российских отношениях. Хотя оппозиционные политики тогда выступили с резкой критикой харьковских соглашений, а некоторые из них (в частности бывший глава украинского МИДа Борис Тарасюк) даже назвали подписание данных документов «государственной изменой». Противники харьковских договоренностей уповали на реакцию Запада, однако она оказалась достаточно спокойной. То ли Европа и США не захотели осложнять отношения с Россией, то ли понимали неизбежность такого шага со стороны Украины.
Кстати, именно внешнеполитическую деятельность В.Януковича большинство политологов и экспертов относят к его наибольшим достижениям. Но если в первой половине 2010 года вроде бы удалось наладить сотрудничество с Европой и США (как раз в 2010-м мы выполнили давние договоренности с Соединенными Штатами, передав высокообогащенный украинский уран, при этом были сделаны и реальные шаги в плане введения безвизового режима с ЕС), то сейчас отношения с западными партнерами стали куда прохладнее.

С новыми полномочиями

1 октября 2010 года Конституционный Суд принял решение об отмене политической реформы 2004 года. В результате Украина снова вернулась к президентско-парламентской форме правления. Кстати, из Основного Закона исчезла и норма об обязательном формировании парламентской коалиции.
Как и ожидалось, оппозиция раскритиковала отмену политреформы 2004 года. Ю.Тимошенко, забыв о том, что изначально выступала против нее, взывала к Европе и всему миру, чтобы действиям новой украинской власти была дана объективная оценка. В.Ющенко, скорее всего (не будем утверждать, потому что прямо он этого, естественно, не сказал) жалел что его преемнику удалось сделать то, о чем Виктор Андреевич все 5 лет своего президентства только мечтал.
Эксперты и политологи разошлись во мнениях, а народу на очередные политические перемены в стране было по большому счету наплевать. Гораздо больше среднестатистического украинца задело проведение другой реформы — налоговой. Но об этом немного ниже.
Сегодня дня можно сказать, что результатом отмены политреформы-2004 стала политическая стабильность в стране. Если не обращать внимания на возмущенные возгласы оппозиции об установлении диктатуры, то, скорее всего, сосредоточение практически всех рычагов влияния на политические и экономические процессы, по сути, в одних руках — это хоть и неоднозначный, но правильный шаг власти. Для нашей страны слаженная работа парламента, Президента и Кабмина после 5 лет «разброда и шатаний» — уже более чем значительный результат.

Налоговый Майдан

3 декабря 2010 года В.Янукович подписал Налоговый кодекс. Этот документ еще во время его разработки критиковали многие эксперты и украинские политики. Власть же наставила на необходимости непопулярных, но крайне важных для страны реформ, особенно в период восстановления после тяжелейшего кризиса.
В итоге представители малого и среднего бизнеса, которых в нашей стране превеликое множество и которые как раз больше всего пострадали от принятия злополучного документа, даже организовали свой собственный налоговый Майдан с палатками, сценами, песнями, но без политиков и политиче¬ских лозунгов. Они потребовали от власти отменить НК. Но и тут руководство страны обошлось, как говорится, малой кровью — в документ внесли изменения, т.е. в некоторой степени интересы протестующих были учтены. Власть и народ договорились полюбовно, на документе стоит подпись Президента, что и требовалось сделать, что и преподносилось как победа.
Однако сегодня, оценивая итоги деятельности В.Януковича, большинство политологов сходятся во мнении: несмотря на попытку как-то смягчить налоговый удар, проведя налоговую реформу, власть скорее проиграла, чем выиграла. А причина в том, что она не сумела (или не захотела?) объяснить народу все плюсы и минусы «финансовой конституции». Как результат — уровень доверия населения к власти в конце прошлого года упал, хоть и незначительно.

Затягивая собственные пояса

9 декабря 2010 года — в Международный день борьбы с коррупцией — Президент издал указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Если говорить простым, понятным нам с вами языком, гарант провел административную реформу, в результате которой ликвидированы две трети министерств и ведомств, существенно сокращены аппарат Кабмина и количество чиновников разного ранга.
Вот уж какая реформа была воспринята обществом, что называется, на ура, так это административная, за счет чего власти удалось пусть немного, но реабилитироваться после неудач с информобеспечением налоговой реформы. Более того, таким образом власть продемонстрировала народу, что готова затягивать и собственные пояса. Оппозиция пыталась что-то говорить о потерях бюджета и о том, что в конечном итоге количество чиновников будет только расти, но эти слова утонули в общем потоке положительных оценок и мнений.

Информационные пробелы

Не только европейцев, но и украинцев по-прежнему волнует вопрос свободы слова.
Одним их серьезных минусов работы команды В.Януковича пока остается информационная политика. Неумение донести до народа суть проводимых реформ может сыграть с властной командой злую шутку. А ведь впереди, как обещает руководство страны, сложные и, как модно сейчас говорить, «непопулярные реформы»: принятие Трудового и Жилищного кодексов, реформирование избирательной системы. Если населению не объяснят, «не разжуют» их смысл, не расскажут обо всех плюсах грядущих изменений, то экзамен в виде следующих парламент¬ских и президентских выборов может быть провален.
В любом случае окончательный итог подведет время. Один год — слишком маленький срок, чтобы дать однозначную оценку действиям власти. Да и пока эта власть еще имеет возможность что-то изменить в стране. На что мы все и надеемся.

Вадим ВЛАДИМИРОВ

Опрос «З&Б»

Чем вам запомнился первый год правления Януковича?

Для китайцев пожелание «Дай Бог вам жить во времена больших перемен» — самое страшное проклятие. А вот для украинцев такие перемены, похоже, стали правилом. За последние 6 лет мы уже привыкли к постоянным ротациям во власти. Год назад, после победы Виктора Януковича на президентских выборах, поменялись не только правительственные чиновники, но и внутренние и внешние политические векторы. 2010-й был щедр на события, поскольку новоизбранный гарант поставил цель провести кардинальные реформы во многих сферах. Чтобы узнать, что из задекларированного в предвыборной программе главе государства удалось сделать, а что нет, корреспондент «ЗиБ» спросила у обладателей мандатов, чем им запомнился первый год президентства В.Януковича.


Александр КУЗЬМУК, фракция ПР:
— Во-первых, этот год запомнился началом работы по наведению в стране организационного порядка. Во-вторых, началом этапа стабилизации в государстве. И конечно, началом реформ, таких тяжелых, но в то же время таких необходимых для Украины.

Олег ЗАРУБИНСКИЙ, фракция НП:
— Этот год был сложным в первую очередь для экономической сферы, поскольку давал о себе знать серьезный кризис 2008—2009 годов. Однако в настоящее время его последствия постепенно преодолеваются. Положительным является то, что вырос ВВП, улучшилось сальдо торгового баланса внешнеэкономической деятельности. Если говорить о политических аспектах, то у нас наконец была сформирована управленческая вертикаль. Еще, конечно, хотелось бы, чтобы провозглашенные реформы были реализованы.

Леонид ГРАЧ, внефракционный:
— Обещаниями, арестами и ожиданиями неосуществимого. О положительном сказать не могу. Да и о чем говорить, если цены на все виды товаров выросли, тарифы повысили. Мне кажется, что Виктору Федоровичу после года президентства нужно осмыслить и проанализировать выбранный для страны путь, который, как выяснилось, не ведет к возрождению экономики и восстановлению социальных гарантий. Пока у общества еще есть доверие и терпение, у Президента есть возможность серьезно изменить государственный курс.

Святослав ОЛИЙНЫК, внефракционный:
— Разрушением правоохранительной и судебной систем, которые являются фундаментом государства. Для меня, как юриста, это показатель. Если говорить об экономических проблемах, то их можно решить, но если разрушен фундамент, то тогда, как известно, здание падает.


Сергей КИВАЛОВ, фракция ПР:
— Как и многим юристам, мне этот год запомнился началом проведения судебной реформы и принятием закона «О судоустройстве и статусе судей». Последний мы в настоящее время активно совершенствуем, вносим изменения, шлифуем. Но главное — на то, чтобы его принять была политическая воля: Президент внес проект, и мы за него проголосовали. А до этого законопроект 11 лет лежал в парламенте, и не было большинства для его принятия.

Павел ЖЕБРИВСКИЙ, фракция блока «НУНС»:
— Попыткой Президента выстроить властную вертикаль под себя, зацементировать ее так, чтобы ни у кого и намерений не было отстранить его. Ключевыми в этом году были продолжение борьбы за власть и попытка ее узурпировать.

Юрий КАРМАЗИН, фракция блока «НУНС»:
— Этот год мне запомнился и тем, что все, что есть в государстве, было передано в одни руки. Думаю, Президент должен сделать определенные выводы и дать своему окружению по рукам. Но в последнее время наметилось сотрудничество оппозиции и власти. Несмотря на то что Премьер-министр не принимает ни одного депутата от оппозиции, Президент хоть как-то пытается к ним прислушиваться. В частности, по моим обращениям он наложил вето на несколько законов. Это радует, значит, не все так безнадежно. Виктору Януковичу просто нужно сделать выводы.

Владислав ЛУКЬЯНОВ, фракция ПР:
— Во-первых, это, собственно, победа на выборах и то, что удалось избежать дефолта и краха экономики, поскольку тогда страна находилась практически в ситуации банкротства. В прошлом году в Украину фактически вернули Евро-2012, так как на момент передачи власти мы, по сути, почти потеряли возможность проведения этого футбольного чемпионата. Также позитивным результатом стал рост объемов промышленности, восстановление рабочих мест.

Записала Ольга КИРИЕНКО