Закон і Бізнес


Вето на реформу

Пока оппозиция борется с третьей ветвью власти, Саакашвили борется с оппозицией


Похоже, М.Саакашвили боится, что, утратив влияние на суды, может в будущем лишиться и свободы.

№18-19 (1108-1109) 09.05—17.05.2013
3128

Президент Грузии Михаил Саакашвили наложил вето на два законопроекта, связанных с судебной системой. В первом случае речь идет о поправках к закону «Об общих судах», которые предусматривают досрочное прекращение полномочий членов действующего совета юстиции. Второй проект касается поправок к Уголовно-процессуальному кодексу, в частности о возможности отвода состава присяжных стороной защиты.


Как сообщает Civil Georgia, оба документа были приняты депутатами оппозиционной по отношению к президенту коалиции «Грузинская мечта», которая имеет в парламенте большинство голосов.

Законопроект о Высшем совете юстиции был утвержден в окончательном чтении в начале апреля. Указанный орган имеет право назначать и увольнять судей, а также инициировать их дисциплинарное преследование. Законопроект меняет порядок формирования совета.

В соответствии с этим документом назначенных президентом и депутатами в ВСЮ больше не будет. Кроме того, проект предоставляет возможность выдвигать кандидатов в члены ВСЮ не только председателю Верховного суда, но и обычным судьям.

В случае вступления поправок в силу большинство членов действующего совета уволят, и он будет сформирован заново. М.Саакашвили и его окружение выступают против этого. «Неправомерным будет полное обновление состава ВСЮ после парламентских выборов. Такое изменение создает возможность того, что при принятии решений по текущим вопросам в отношении совета может быть осуществлено воздействие», — заявил глава президентской администрации Андро Барнов.

Поправки к Уголовно-процессуальному кодексу предусматривают за прокурором право выбора суда присяжных. Президент считает, что оно должно остаться за подсудимым.

По закону, действовавшему до сих пор, подсудимый мог отказаться от суда присяжных и потребовать, чтобы его судила обычная судебная коллегия. По мнению депутатов от президентской партии, М.Саакашвили поступил правильно, наложив вето на закон, нарушающий права человека. «Подсудимый должен иметь право выбрать между традиционным судом и судом присяжных»,— сказал один из лидеров парламентской оппозиции Нугзар Циклаури. По его мнению, «Грузия — маленькая страна, и трудно найти беспристрастного человека, свободного от стереотипов, насаждаемых средствами массовой информации».

Соратники премьер-министра Бидзи­ны Иванишвили утверждают: бывшие чиновники президентской администрации, которым грозит судебное преследование, опасаются жюри присяжных, поскольку они «полностью свободны в своем решении, тогда как судебный корпус до сих пор контролируется президентом».

Напомним, что после прихода к власти «Грузинской мечты» в отношении некоторых сторонников президента были возбуждены уголовные производства. При этом представители новой власти неоднократно выражали недовольство позицией судей, назначенных на должности при прежнем руководстве страны. Новый глава МВД Ираклий Гарибашвили, в частности, заявил, что судьям якобы «приходится выполнять заказы» (такое заявление он сделал после того, как суд отказался по требованию прокуратуры ограничить свободу мэра Тбилиси Гиги Угулавы — соратника президента, которого заподозрили в коррупции).

М.Саакашвили после прихода к власти его оппонентов из «Грузинской мечты» уже пытался применить право вето (блокировать амнистию). Однако депутатам от новой правящей коалиции удалось преодолеть его. В парламенте убеждены, что и сейчас повторят предыдущее достижение. «…Мы сможем набрать 89 голосов, необходимых для преодоления вето»,— заверила журналистов одна из лидеров правящей коалиции «Грузинская мечта» Тинатин Хидашели.