Закон і Бізнес


Рекламные «тарифы»

За некоторые слова фармацевтические компании могут получить миллионные штрафы


№15 (1105) 13.04—19.04.2013
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3681

Эксперты советуют фармацевтическим компаниям тщательно анализировать свою рекламу, ведь, если Антимонопольный комитет решит, что она ввела потребителей в заблуждение, предприятию придется заплатить несколько миллионов гривен.


Активизация регулирования

Проблемы, с которыми сталкиваются фармацевтические компании, и пути их решения обсудили эксперты в ходе организованного Ассоциацией юристов Украины III ежегодного форума по фармацевтическому праву. Открывая мероприятие, вице-президент АЮУ, партнер Юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Алексей Резников отметил: то, что форум проводится уже в третий раз, свидетельствует об актуальности проблематики.

Участники собрания обсудили особенности механизмов регулирования рынка, контроля качества лекарств, а также антимонопольную практику в этой сфере и правила рекламирования медицинских препаратов. Как отметил партнер ЮК «Правовой альянс» Дмитрий Алешко, в последние годы существенно активизировались процессы регулирования фармацевтической сферы. Так, начиная с 2011 года был принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые изменили правила игры на этом рынке.

Особого внимания заслуживает закон «О внесении изменения в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно установления ограничений для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности» от 4.07.2012 №5036-VI, который начал действовать с 1 августа прошлого года. В соответствии с ним медицинские работники не имеют права получать от производителей и дистрибьюторов лекарственных средств неправомерную выгоду, а также образцы лекарств для использования с профессиональной целью. Кроме того, они не должны рекламировать лекарственные средства и скрывать от пациентов информацию о наличии аналогичных препаратов, которые стоят дешевле.

С одной стороны, такие ограничения должны защитить пациентов от врачей, которые советуют принимать дорогие препараты вместо более дешевых лекарств, дающих тот же эффект, с другой — некоторые врачи жаловались, что их лишили права даже писать ручками с логотипами фармацевтических компаний, и это при том, что деньги на канцтовары практически не выделяются.

Кроме того, ограничения осложняют и профессиональный рост медиков. «Закон запретил финансирование фармацевтическими компаниями разно­образных образовательных программ для врачей. С одной стороны, это правильно, поскольку в таком обучении был элемент заангажированности, но с другой — если врач не будет понимать, что происходит в мире, не будет знать тенденций и новых методов лечения, то проиграет от этого только пациент», — убежден Д.Алешко.

Вместе с тем процесс подготовки новых актов, регулирующих фармацевтическую сферу, продолжается и, как отмечают эксперты, не всегда в правильном направлении. Так, по словам Д.Алешко, одна из основных проблем заключается в том, что не существует концепции развития регулирования рынка. По мнению эксперта, Минздраву следовало было бы разработать такой документ, чтобы все участники рынка понимали, чего им ожидать. Сейчас же изменения вносятся спонтанно, в результате фармацевтическим компаниям сложно адаптироваться к новациям. Кроме того, готовя изменения, ведомства хоть и изучают мнения профессиональных ассоциаций, не прислушиваются к ним.

Правда и только правда

Один из государственных органов, из-за нарушения требований которого у фармацевтических компаний могут возникнуть серьйозные проблемы, — Антимонопольный комитет. В июле прошлого года начали действовать изменения в законы «О рекламе» и «О лекарственных средствах». В частности, в соответствии с ними в рекламе препаратов должны быть предупреждающая надпись о том, что самолечение может быть опасно для здоровья, и напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом. Вряд ли сейчас какая-то фармацевтическая компания рискнет пойти на такие правонарушения. Однако для «антимонопольщиков» соблюдения этих требований недостаточно.

Как рассказал советник практики конкурентного права ЮФ «Sayenko Kharenko» Дмитрий Тараник, в комитете обращают внимание на ту рекламу, которая может ввести потребителя в заблуждение. Мол, в таком случае производитель лекарств получит преимущество перед конкурентами.

Штрафы, которые имеют право выписать нарушителям антимонопольных требований, поражают. Их максимальный размер может составлять 5% от совокупного валового дохода за прошлый год. Правда, таких размеров санкции еще не достигли, хотя и соответствующая тенденция налицо. По словам Д.Тараника, в 2011-м максимальный штраф составил 1,6 млн грн., а в прошлом году от одной из фармацевтических компаний требовали заплатить уже 7,6 млн. Эксперт отметил, что оштрафовать компании могут в случае использования в рекламе таких слов, как «самый лучший», «самый безопасный», «не имеет побочных эффектов», «рекомендовано детям». Также не стоит даже думать о том, чтобы утверждать в рекламе, что средство помогает при неизлечимых болезнях. Кроме того, Д.Тараник рекомендует согласовывать все рекламные ролики и макеты с юридическими отделами компаний, а еще лучше — с Антимонопольным комитетом.